Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 5. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
08.11.2010 20:00 |
Основные перспективы
Как представляется, наиболее вероятные сценарии развития Центральной Азии являются достаточно пессимистичными.
Во-первых, основные тенденции развития Центральной Азии (как и постсоветского пространства в целом) находятся в фарватере глобального процесса, процесса формирования новой системы международных отношений. Одним из его главных проявлений является обострение конкуренции за контроль над мировыми ресурсами. Основными объектами данной конкуренции как правило выступают неустойчивые к внешнему воздействию страны, которые не сумели сформировать эффективного регионального экономического блока (или присоединиться к уже существующему) и/или не смогли занять достойную нишу в глобальной экономике.
В условиях консервации современного уровня размежевания и недоверия в Центральной Азии и вокруг нее, сырьевой ориентации экономик центральноазиастких государств, а также России и ярко выраженной экономико-географической изоляции региона из всех видов международного транспорта наиболее перспективным может быть трубопроводный – в плане транспортировки углеводородов на внешние рынки.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 4. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
07.11.2010 20:00 |
Проблема № 3: отсутствие экономической интеграции в Центральной Азии
Данная проблема во многом определяется международной конъюнктурой вокруг Центральной Азии и превалированием у стран региона и их основных партнеров краткосрочных, причем узко-национальных интересов над видением стратегических перспектив и долгосрочных выгод от многостороннего сотрудничества.
Во-первых, региональную интеграцию в значительной степени сдерживает устойчивая тенденция обострения внешней конкуренции за сферы влияния в Центральной Азии. Внешние силы зачастую рассматривают региональные инициативы и институты как механизмы проецирования своего влияния. Это выражается в столкновении различных стратегий по так называемому форматированию и переформатированию региона в рамках выгодных институтов, проектов, концепций и схем развития, в том числе в сфере транспорта и коммуникаций.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 3. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
06.11.2010 20:00 |
Проблема № 2: сырьевая ориентация экономик стран Центральной Азии
Данная проблема во многом обусловлена распадом экономического пространства СССР, низким уровнем современного экономического взаимодействия между постсоветскими странами, а также политикой России и ряда государств Центральной Азии, направленной на экспорт сырьевых ресурсов и диверсификацию направлений их поставок на внешние рынки. Как результат всего этого – транспортные артерии в самой Центральной Азии перестали наполняться продуктами реального сектора экономики, а имеющиеся в регионе сухопутные коммуникации стали загружены значительно меньше их пропускной способности.
Во-первых, еще в советское время экономическая деятельность в регионе была ориентирована преимущественно на удовлетворение потребностей других советских республик (главным образом России, а также Украины) в сырьевых ресурсах и в меньшей степени – на выпуск готовой продукции. Например, по итогам 1990 года, внутрисоюзный экспорт Узбекистана состоял на 65% из сырьевых ресурсов (природный газ, хлопковое волокно и пряжа, цветные металлы, сельскохозяйственное сырье) и только на 23% – из готовой продукции (машины, оборудование, химическая продукция, продовольствие). В свою очередь, внутрисоюзный импорт Узбекистана состоял на 73% из готовой продукции и только на 22% – из сырьевых ресурсов.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 2. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
04.11.2010 20:00 |
Проблема № 1: экономико-географическая изоляция Центральной Азии
Данная проблема связана с удаленностью Центральной Азии от морских коммуникаций и экономико-географической замкнутостью региона внутри Евразии, что с особой силой проявилось в результате распада единой экономической системы бывшего СССР.
Во-первых, известно, что в современной мировой экономике морской транспорт в целом более предпочтителен, чем железнодорожный, автомобильный и воздушный. Это связано с целым рядом преимуществ: гораздо большей грузоподъемностью морского транспорта, меньшим расходом топлива в расчете на 1 тонно-километр, отсутствием необходимости в оплате пошлин при транспортировке грузов морем, а также амортизационных отчислений для поддержания коммуникаций в рабочем состоянии (в отличие, например, от сухопутных коммуникаций).
Именно фактор дешевизны морского транспорта по сравнению с сухопутным еще 500 лет назад сыграл ключевую роль в упадке Великого шелкового пути и вплоть до настоящего времени определяет перманентное отставание в экономическом развитии внутриконтинентальных регионов от приморских во всем мире. Однако особенно ярко это проявляется в Евразии, имеющей огромное внутреннее пространство.
Поэтому страны Центральной Азии, большинство промышленных регионов России (Урал, Сибирь, Поволжье и ряд других) и внутренние районы Китая (особенно западные, такие как Синьцзян-Уйгурский Автономный Район) связаны стержневой проблемой: географической удаленностью от морских коммуникаций (главных артерий мировой торговли) и промышленных центов глобальной экономики.
|
Центральная Азия – транспортный тупик и сырьевой придаток Евразии? Часть 1. |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков
|
03.11.2010 20:00 |
В период расцвета Великого шелкового пути (вплоть до середины II-го тысячелетия нашей эры) Центральная Азия и пространства вокруг нее служили транспортным мостом между Востоком и Западом, а также Севером и Югом Евразии. В первую очередь регион обеспечивал транспортное сообщение и торговые потоки между Китаем и Европой.
Стремительное развитие морских перевозок в эпоху Великих географических открытий (XVI век нашей эры) вызвало переориентацию мировой торговли с сухопутных маршрутов (основу которых составлял Великий шелковый путь) на морские. Со второй половины XIX века, когда Центральная Азия вошла в состав Российской империи, а затем (в начале ХХ века) – в состав СССР экономические связи региона стали замыкаться в основном на Россию.
С обретением в 1991 году странами Центральной Азии (Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном) национальной независимости, казалось бы, история уже во второй раз дала региону шанс превратиться в континентальный транспортный и торговый мост. Однако этого чуда до сих пор не произошло и, скорее всего, не произойдет ни в ближайшей, ни в среднесрочной, ни, возможно, даже в долгосрочной перспективах, если, конечно, не будет в корне изменен ход запущенных с распадом СССР негативных процессов и тенденций. Анализу этого и посвящен данный доклад, представляющий собой попытку концептуально оценить ситуацию в Центральной Азии и вокруг нее.
|
Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: основные рекомендации |
|
|
Автор: В.Парамонов
|
25.10.2010 09:00 |
Представляется, что наиболее вероятные сценарии экономических отношений между Россией и странами Центральной Азии (ЦА), равно как и в целом дальнейшего развития названных стран, являются достаточно пессимистичными или крайне неоднозначными. Поэтому и сама задача выработки рекомендаций по преодолению того сложного комплекса проблем, с которыми сегодня сталкиваются эти государства, очевидно, не из самых легких.
Основные рекомендации можно объединить в следующие три группы:
Во-первых, это общие рекомендации, которые так или иначе, но уже были обозначены самой сутью существующих проблем в экономических отношениях между РФ и ЦА:
-необходимость преодоления сырьевой ориентации и повышения конкурентоспособности экономик в целом;
- необходимость развития производственной кооперации;
- необходимость развития транспортно-коммуникационного сотрудничества.
|
Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: основные проблемы |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Стороков
|
24.10.2010 09:00 |
С момента распада СССР в российско-центральноазиатских экономических отношениях существует крайне сложный комплекс проблем, обуславливающий наличие общих для России и стран Центральной Азии угроз безопасности. Среди основных проблем можно выделить следующие:
- низкая конкурентоспособность экономик стран Центральной Азии и России;
- слабость промышленной кооперации;
- слабость транспортно-коммуникационного сотрудничества.
Эти проблемы с особой отчетливостью проявилось именно после распада СССР и в значительной степени связаны с факторами структурно-экономического и экономико-географического характера.
|
Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: общий фон |
|
|
Автор: В.Парамонов
|
23.10.2010 09:00 |
Распад СССР вызвал разрыв связей между экономиками входивших в Советский Союз республик, привел к фактическому коллапсу производства, инвестиций и торговли на всем постсоветском пространстве. Ультралиберальные реформы Е.Гайдара и политика ельцинской России по избавлению от «груза национальных республик» лишь закрепили сложившуюся ситуацию – ситуацию системного кризиса, который ни Российской Федерации (РФ), ни странам Центральной Азии (ЦА), как представляется, так и не удалось до конца преодолеть.
|
Экономическая политика Китая в Узбекистане |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
16.10.2010 09:00 |
На протяжении 90-х годов ХХ века и даже в первые годы XXI века Китаю по ряду причин в целом не удавалось экономически закрепиться в Узбекистане. Вплоть до 2002 года включительно китайско-узбекские экономические связи ограничивались преимущественно торговлей. Тенденция поступательного роста экономического присутствия Китая в Узбекистане наметилась только лишь после 2003 года. Если за период 1992–2002 годов объемы китайских поставок в Узбекистан не превышали 114 млн. долларов в год, а сам товарооборот – 136 млн. долларов в год, то в 2008 году импорт из Китая уже достиг 791 млн. долларов, а общий товарооборот – 1335 млн. долларов. В свою очередь, в 2009 году товарооборот уже составил 1,9 млрд. долларов, увеличившись более чем на 40%.
Усиление китайского торгового присутствия в Узбекистане стало возможным, в первую очередь, благодаря осуществляемой Китаем программе экспортного кредитования – предоставления целевых кредитов, которые используются для закупки китайских товаров и услуг. Одновременно с ростом объемов китайско-узбекской торговли стала просматриваться и тенденция интенсификации проектно-инвестиционной деятельности Китая в Узбекистане.
Интерес китайских компаний фокусируется на целом ряде отраслей узбекской экономики: нефтегазовой, электроэнергетической, химической, транспортной и аграрной. Общий объем китайских финансовых ресурсов в Узбекистане оценивается на уровне не менее 362 млн. долларов, включая 167 млн. долларов кредитов и 195 млн. долларов – инвестиций.
|
Экономическая политика Китая в Туркменистане |
|
|
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский
|
15.10.2010 09:00 |
Вплоть до середины первого десятилетия XXI века Китай особо не стремился к расширению своего экономического присутствия в Туркменистане, что во многом определялось географической удаленностью двух государств друг от друга. Масштабы присутствия китайских производителей на туркменском рынке долгое время не были заметны даже на фоне внешнеторговых связей самого Туркменистана. В период 1992–2006 годов объемы поставок товаров из Китая не превышали 110 млн. долларов в год, а двустороннего товарооборота – 125 млн. долларов.
Китайское экономическое присутствие в Туркменистане стало заметным лишь после 2006 года, когда Пекин четко обозначил свой долгосрочный стратегический интерес к газовым ресурсам этого центральноазиатского государства. Практически сразу же увеличились и объемы торговли. По результатам 2006 года, китайско-туркменский товарооборот увеличился более чем в 2 раза, достигнув 125 млн. долларов. Несколько больший рост объемов торговли пришелся на 2007 год, когда товарооборот увеличился в 3 раза, достигнув 377 млн. долларов. В 2008 году китайско-туркменский товарооборот вырос еще на 76% и составил уже 663 млн. долларов, где объемы поставок из Китая вышли на уровень 568 млн. долларов. В свою очередь, в 2009 году товарооборот составил уже 1 млрд. долларов, увеличившись примерно на 60%.
Одновременно с увеличением объемов торговли стал наблюдаться стремительный рост масштабов проектно-инвестиционной деятельности Китая и китайских компаний в нефтегазовой отрасли Туркменистана, а также в отраслях, представляющих особый интерес для самого Ашгабата. При этом Китай стал широко использовать уже отработанный на других странах Центральной Азии финансовый механизм, который заключается в предоставлении льготных кредитов на те или иные экономические проекты.
|
|
|