Основные рекомендации по повышению эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии. Часть 1. |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА | |||
Автор: В.Парамонов, А.Строков | |||
11.09.2010 09:00 | |||
Несмотря на сохраняющийся комплекс сложных проблем, у стран Центральной Азии (ЦА) есть достаточно широкие возможности по кардинальному повышению эффективности использования природных ресурсов в интересах друг друга. Однако, как представляется, главным и непреложным условием этого является форсирование процесса экономической интеграции в системе «Россия – Центральная Азия». Очевидно, что в пределах постсоветского пространства только Россия, учитывая масштабы ее экономического и геополитического потенциала, способна взять на себя роль локомотива региональной экономической интеграции и формирования зоны безопасности. Однако для этого России необходимо отказаться от стереотипа восприятия остальных постсоветских стран как «убыточных» и «дотационных» и осознать, что при грамотной экономической политике те же страны ЦА способны стать объектами эффективного приложения российского капитала и сыграть важную роль в возрождении экономической мощи России и постсоветского пространства в целом. Причем необходимо четкое понимание того, что процесс экономической интеграции на постсоветском пространстве, в том числе в системе «РФ – ЦА» необходимо сделать управляемым на межгосударственном уровне. Для этого нужен системный и комплексный подход, предполагающий наличие высокой политической воли всех государств – участников процесса, готовности считаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод от создания прочного и взаимовыгодного экономического союза. В рамках вышеуказанного подхода предлагается следующий комплекс взаимосвязанных друг с другом рекомендаций:
Рекомендация№1: разработка долгосрочной Программы экономического сотрудничества Разработка данной Программы продиктована необходимостью создания более прочного фундамента для развития полноценного экономического сотрудничества (а не деформированного как сейчас с упором на добычу и вывоз углеводородов и др. ресурсов) между РФ и странами ЦА, что в перспективе должно привести к формированию более эффективного, нежели бывший СССР Евразийского экономического блока. Залогом этого является более чем 100-летний опыт России и ЦА совместного развития в рамках единых государственных систем (Российской империи и затем СССР) и более того – взаимная дополняемость национальных экономик. С одной стороны, Программа должна предусматривать в качестве главной цели создание эффективных механизмов межгосударственного взаимодействия, которые могли бы обеспечить взаимовыгодный обмен всеми возможными национальными ресурсами (политическими, экономическими и другими) для скорейшего формирования эффективной системы управления межгосударственными экономическими отношениями на многостороннем уровне. С другой стороны, Программа должна быть нацелена на стимулирование взаимовыгодного экономического (в первую очередь инновационно-промышленного) межгосударственного взаимодействия, которое обеспечивало бы эффективную модернизацию и рост национальных экономик всех стран-участниц процесса интеграции. Рекомендация №2: аналитическое обеспечение/сопровождение Программы экономического сотрудничества Необходимо регулярное (а не как сейчас – эпизодичное) проведение крупных междисциплинарных научно-прикладных и аналитических исследований по вопросам межгосударственного экономического сотрудничества. Важно привлекать к данным исследованиям ведущих ученых-экономистов и системных аналитиков РФ и стран ЦА, высококвалифицированных менеджеров крупных государственных корпораций, в целом задействовать кадровый потенциал министерств и ведомств, имеющих непосредственное отношение к экономической сфере. Главное направление вышеуказанных исследований – выбор локомотивных экономических проектов, в которых важным принципом их поиска и реализации должно стать подчинение краткосрочных целей и задач экономического сотрудничества долгосрочным, стратегическим целям формирования действенного экономического блока – как в экономической сфере, так и в целом. Организацию исследований, их финансовую поддержку, техническое, кадровое и иное обеспечение можно осуществлять в рамках уже подписанных межгосударственных документов (например, между странами-членами ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС). Общую координацию (не путать с руководством) исследований следует возложить на представителей аппаратов администраций президентов стран или правительств. Результаты исследований предполагается использовать высшим политическим руководством РФ и стран ЦА для выработки комплексов мер по стимулированию экономической интеграции. Прежде всего, речь идет о постановке конкретных задач перед ведущими госструктурами данных государств со стороны национальных правительств.
Похожие материалы:
|