* В 90-е годы ХХ века военное сотрудничество с государствами региона, хотя и носило партнерский характер, в то же время в силу политических и экономических процессов в самой России, его практическая наполняемость была достаточно низкой. Центральноазиатские страны попали в фокус внимания других военных держав, прежде всего США, стран НАТО и Китая. Все это привело к существенному ослаблению позиций России в ЦА и снижению уровня российского военного присутствия в регионе.
* Однако уже к середине 90-х годов стало очевидно, что стремление «отгородиться» от региона может привести лишь к форсированному нарастанию там неблагоприятных для Москвы тенденций. Самым опасным сценарием развития событий могла стать дестабилизация обстановки, падение существующих светских режимов, возникновение межгосударственных конфликтов, что напрямую бы затронуло интересы России.
* В конце 90-х годов стали заметны некоторые признаки возвращения интереса Москвы к региону, что привело к большей последовательности и скоординированности в действиях России. Во многом это было обусловлено следующими основными факторами: обострением военно-политической ситуации на южных рубежах СНГ, прежде всего в Афганистане; резкой активизацией радикальных исламистских группировок с территории Афганистана и их вооруженными вылазками в Узбекистан и Кыргызстан; усилением в регионе позиций зарубежных государств, в первую очередь, США и стран-членов НАТО.
* С приходом в Кремль нового поколения политиков во главе с В.Путиным вопросы реанимации и развития сотрудничества перешли в практическую плоскость. При этом тактика укрепления военных позиций России в ЦА в двустороннем формате стала характерным стилем президента Путина и его команды.
* Сегодня отношения России с каждой из стран ЦА в военной сфере являются в целом доверительными и позволяют избегать негативного налета межгосударственных противоречий и амбиций, особо ярко проявляющихся в многостороннем формате. При этом двустороннее сотрудничество включает более конкретные и практические формы взаимодействия.