* На этом фоне торговля углеводородами внутри самой Центральной Азии осуществляется только между четырьмя (из пяти) государств региона. После распада СССР Туркменистан перестал участвовать в региональной торговле углеводородами. Поэтому сегодня данная торговля в основном представлена поставками газа из Узбекистана в три вышеуказанные страны.
* Несмотря на то, что объемы российско-центральноазиатской и региональной торговли углеводородами поступательно увеличиваются, они все еще остаются ниже, чем были в советское время, когда одним из локомотивов данного взаимодействия было развитие сферы переработки нефти и газа.
* Нынешний формат торговли углеводородами в системе «Россия – Центральная Азия» помимо того, что имеет деформированный характер, является к тому же и неэффективным с точки зрения долгосрочных экономических интересов России и государств Центральной Азии.
* Главным приоритетом наиболее богатых нефтью и газом стран как Россия, Казахстан и Туркменистан по-прежнему, является всемерное наращивание экспорта на внешние рынки, нежели развитие сферы глубокой переработки углеводородного сырья.
* В результате, поддерживая современный формат углеводородной торговли, Россия и страны Центральной Азии в основном помогают друг другу банально «проедать» свои запасы нефти и газа.
* Теоретически при сохранении нынешней динамики роста нефтегазового товарооборота между Россией и Центральной Азией советский уровень 1990 года по объемам торговли нефтью может быть достигнут примерно через 50 лет, а по объемам экспорта центральноазиатского газа в российском направлении – уже в течение нескольких лет.
* В свою очередь, если торговля газом внутри региона будет развиваться прежними темпами, то уровень 1990 года может быть достигнут примерно через 60 лет. Схожего прогноза в отношении развития региональной торговли нефтью сделать невозможно, так как это относительно новое явление.
* До 2020 года Россия, Казахстан и Туркменистан планируют значительное увеличение объемов добычи и экспорта углеводородов. Нынешние и тем более планируемые Россией и вышеуказанными государствами региона объемы нефтегазового экспорта являются более чем достаточными для вывода российско-центральноазиатской и региональной углеводородной торговли на прежний – советский уровень и даже выше.
* Однако на практике перспективы нефтегазовой торговли в системе «Россия – Центральная Азия» будут зависеть от куда более сложной комбинации трудно прогнозируемых факторов, суммарный характер влияния которых задает следующие рамки:
- с одной стороны, если будущий нефтегазовый экспорт государств региона будет больше распределяться в пользу торговли с Россией и друг с другом, то темпы роста российско-центральноазиатской и региональной углеводородной торговли будут существенно выше;
- с другой стороны, если будущий нефтегазовый экспорт государств региона, напротив, будет больше распределяться в пользу увеличения объемов поставок на другие внешние рынки (вне постсоветского пространства), то в этом случае будут наблюдаться примерно те же темпы роста объемов российско-центральноазиатской и региональной нефтегазовой торговли, или даже более низкие.
* В целом, прогнозирование будущего нефтегазовой торговли в системе «Россия – Центральная Азия» и особенно поставок газа из региона в Россию/российском направлении – это уравнения со сложной суммой неизвестных и переменных величин. В этой связи, представляется, что существенные коррективы в эти уравнения могут внести следующие основные группы факторов:
- в плане поставок газа из Центральной Азии – многосторонний и двусторонний форматы отношений между Россией и странами региона, а также национальная политика данных государств;
- в плане взаимодействия в нефтегазовой сфере в целом – характер будущей проектно-инвестиционной активности России в регионе и усиливающаяся международная конкуренция за углеводородные ресурсы Центральной Азии.