* Однако даже в краткосрочной перспективе многое вокруг поставок газа из региона остается неопределенным. В свою очередь, в среднесрочной перспективе ситуация скорее всего будет «вплетена» в еще более сложный контекст: активной фазы реализации международных проектов по добыче углеводородов, начала функционирования и строительства системы трубопроводов в обход территории России и т.д.
* В краткосрочной перспективе наиболее вероятным представляется, что объемы поставок
центральноазиатского газа (причем уже не только из Туркменистана и Узбекистана, но и из Казахстана) в российском направлении могут составить от * до * млрд. кубических метров в год.
* В свою очередь, прогноз на среднесрочную перспективу делать еще тяжелее. Расчеты показали, что поставки газа потенциально могут составить от * до * млрд. кубических метров в год.
* В целом, значение поставок газа из Центральной Азии для России, безусловно, будет только расти, и Москва сделает все возможное для увеличения объемов импорта «голубого топлива». В арсенале основных инструментов российской политики по-прежнему остается главный – развитая трубопроводная инфраструктура, которая к тому же может быть модернизирована в сжатые сроки.
* Кроме того в последние годы «Газпром» проводит все более гибкую тарифную и ценовую политику. При этом Россия достаточно грамотно увязывает вопросы сотрудничества в газовой сфере с развитием взаимодействия по другим направлениям экономики, политики и безопасности.
* Также есть отдельные признаки того, что российское руководство готово рассмотреть возможность совместного со странами Центральной Азии выхода на европейский рынок газа. Договоренность работать по данной схеме уже достигнута между Россией и Казахстаном.
* В принципе всех этих реальных и потенциальных инструментов теоретически хватит для того, чтобы даже в долгосрочной перспективе Россия оставалась одним из ключевых игроков на центральноазиатском рынке газа. Но очевидно и то, что этих инструментов уже недостаточно для того, чтобы остановить запущенный с распадом СССР процесс дезинтеграции постсоветского экономического, политического и военного пространства, в том числе в его последнем наиболее устойчивом сегменте: «Россия – Центральная Азия». Поэтому, если в краткосрочной перспективе преимущества России перед другими внешними игроками на газовом рынке Центральной Азии будут все еще очевидны, то в среднесрочной перспективе – уже нет.
* Как представляется, России целесообразно сделать ставку на проекты по глубокой переработке углеводородов и выпуск продукции с высокой нормой добавочной стоимости. Это можно осуществлять как на двустороннем уровне, так и в многостороннем формате, в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС.