После распада Советского Союза Китай предпринимает всё более системные и целенаправленные попытки обрести контроль над процессами в Центральной Азии, что не встречает сколько-нибудь заметного и организованного противодействия ни со стороны центральноазиатских государств, ни со стороны каких-либо внерегиональных сил. Однако, Китаю пока не удалось и в перспективе, скорее всего, так и не удастся создать исторический прецедент: заполнить геоэкономический и геополитический вакуум в Центральной Азии.
Несмотря на все успехи, достигнутые Китаем в Центральной Азии, китайские позиции в регионе представляются все же неустойчивыми. Глубинные причины этого следует искать не в самой стратегии Пекина, а в характере присутствия Китая в Центральной Азии и складывающемся формате китайско-центральноазиатских отношений, которые свидетельствуют о наличии крайне сложного комплекса проблем на пути развития взаимовыгодного и устойчивого сотрудничества.
С одной стороны, основные проблемы во многом обусловлены фактором распада СССР и напрямую касаются России, а поэтому не могут быть концептуально оценены вне российского контекста. С другой стороны, данные проблемы напрямую связаны с асимметрией стратегических направлений развития Китая, государств Центральной Азии и той же России: в первую очередь, в плане недооценки ими жизненной важности интенсификации, углубления и повышения качества взаимодействия друг с другом как с точки зрения внутренней, так и с точки зрения внешней политики. В итоге, складывающаяся ситуация в корне противоречит общим жизненно важным интересам Китая, стран Центральной Азии и их исторически естественного союзника – России, тем более, что сами эти государства не осознают общности целей и приоритетов развития, не прилагают достаточных усилий к их поиску и концептуальному оформлению.
Как представляется, необходима консолидация усилий Пекина, Москвы и столиц стран региона в плане выстраивания механизмов многопланового и полноценного сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях, в том числе в рамках ШОС. Прорывом в этом направлении может стать формирование широко разветвлённой и хорошо развитой трансевразийской транспортно-коммуникационной системы, которая в свою очередь, обеспечит экономическую рентабельность запуска под эгидой того же ШОС крупных инновационно-промышленных проектов. Это и позволит активизировать процесс региональной экономической интеграции в Центральной Азии, положить начало формированию ШОС как реального блока, призванного обеспечить комплексную безопасность и поступательное экономическое развитие огромных пространств внутренней Евразии.