ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Пути преодоления существующих проблем между Россией и Китаем в энергетической сфере. Часть 1. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
26.12.2010 20:00

Как представляется, проблемы, стоящие на пути развития российско-китайского энергетического сотрудничества носят непреодолимый в узких рамках ТЭК характер. Учитывая это, их решение возможно только на государственном и межгосударственном уровнях в рамках системного и комплексного подхода, предполагающего наличие высокой политической воли руководства России и Китая.

Принципиальные условия

Для решения проблем в российско-китайских отношениях в целом и в отраслях ТЭК в частности необходимы прежде всего атмосфера взаимопонимания, готовность двух стран считаться с долгосрочными интересами друг друга и конкретная (а не расплывчатая) стратегия скоординированных действий РФ и КНР. Выработка соответствующих рекомендаций и их эффективная реализация возможны только c учетом следующих ключевых и взаимосвязанных друг с другом условий:

- выстраивания союзнических отношений с Китаем на основе общности долгосрочных интересов, целей и задач;

- четкого определения места и роли Китая в стратегии экономического развития России, в том числе путем выработки новых принципов сотрудничества.

1. России и Китаю необходимо четкое понимание того факта, что непреложным условием их развития, решения системообразующих проблем в российско-китайском сотрудничестве вообще и в отраслях ТЭК в частности является вывод двусторонних отношений на качественно новый уровень – уровень реального стратегического партнерства, нацеленного на формирование доверительных, а в перспективе, союзнических отношений.

Во-первых, требуется воля высшего руководства двух стран и осознание политической элитой необходимости для России и Китая прочного союза друг с другом: как с точки зрения кардинального повышения статуса обоих государств в мировой политике и глобальной экономике, так и с точки зрения обеспечения их устойчивого развития и долгосрочной безопасности;
Во-вторых, требуется максимальное задействование интеллектуальных потенциалов России и Китая для поиска и выстраивания общности долгосрочных интересов двух стран (безусловно, учитывая анализ успехов и неудач в историческом прошлом), выработка общих целей и задач по всем направлениям;

В-третьих, как представляется, общность долгосрочных интересов России и Китая и, следовательно, основные «локомотивы» двусторонних отношений могут быть сформированы через достижение следующих тесно взаимосвязанных друг с другом стратегических целей:

- построения многополярного мирового порядка;

- совместного, взаимовыгодного и масштабного освоения и развития внутриконтинентального пространства Евразии (включая на начальном этапе территорий и рынков обоих государств, особенно российских Сибири и Дальнего Востока, китайских северо-восточных провинций и Синьцзяна, Центральной Азии и, возможно, Монголии, а в последующем – Афганистана, Кавказа и других стран).

В этой связи, не исключено, что следует предпринять попытку максимально использовать потенциалы ШОС и ЕврАзЭС (учитывая, что только эти два многосторонних института могут позволить реализацию столь масштабных целей, а сама Центральная Азия – стратегически важное и для России и для Китая пространство, где страны региона способны сыграть далеко не последнюю роль в укреплении или, наоборот, ослаблении российско-китайского союза). Если это не удастся, то формирование союза «Россия – Китай» вполне реально сначала на двусторонней основе и уже в дальнейшем на многосторонней – с вовлечением других стран, включая государства Центральной Азии. Так, в случае если процесс российско-китайского сближения будет набирать обороты и выгоды от участия в нем будут очевидны, то вовлечение в орбиту российско-китайского союза стран Центральной Азии будет практически неизбежным.

Остальные же цели, задачи и принципы внешней политики и двустороннего сотрудничества, в том числе в отраслях ТЭК должны быть подчинены, а не противоречить этому (в отличие от того, как это зачастую происходит сейчас). В итоге, именно на данной концептуальной основе целесообразно выстраивать стратегию двусторонних отношений вообще и в конкретных отраслях ТЭК в частности.

2. Энергетическое сотрудничество с Китаем должно рассматриваться не как самоцель (что происходит сегодня), а как составная и подчиненная часть общей стратегии развития России:

• необходимо четко понимать, что решение ключевых проблем на пути повышения эффективности взаимодействия с Китаем во многом будет зависеть именно от повышения конкурентоспособности всей российской экономики (что проблематично вне контекста экономической интеграции на постсоветском пространстве);

• следует максимально задействовать и использовать потенциал Китая в плане развития экономики и энергетики России за счет масштабного взаимообмена между двумя странами всеми доступными ресурсами.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ