Рекомендации по преодолению существующих проблем между Россией и Китаем в энергетической сфере Печать
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ПОЛИТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
28.12.2010 20:00

Рекомендация № 1: разработка долгосрочной Программы стратегического сотрудничества

Разработка данной Программы продиктована необходимостью создания более прочного фундамента для развития реального (а не декларативного как сейчас) стратегического партнерства между Россией и Китаем, которое в перспективе должно привести к устойчивым, союзническим отношениям. Основой этого является общность интересов в глобальном развитии и взаимодополняемость экономик России и Китая в региональном (особенно в контексте освоения слаборазвитых регионов обеих стран).

С одной стороны, Программа должна предусматривать в качестве главной цели создание эффективных механизмов межгосударственного взаимодействия, которые могли бы обеспечить взаимовыгодный обмен всеми возможными национальными ресурсами РФ и КНР (политическими, экономическими, технологическими и иными) для скорейшего решения каких-либо конкретных стратегических задач в тех или иных сферах и отраслях сотрудничества (в том числе и в отраслях ТЭК). С другой стороны, Программа должна быть нацелена на стимулирование экономического (в первую очередь инновационно-промышленного) взаимодействия между двумя странами в ряде базовых отраслей России и Китая.

Исследовательский/аналитический компонент

Для разработки Программы необходима в первую очередь консолидация интеллектуальных ресурсов двух стран: регулярное проведение крупных междисциплинарных научно-прикладных и аналитических исследований.
Одним из главных направлений вышеуказанных исследований должен стать поиск и выбор тех или иных масштабных подпрограмм и проектов в качестве локомотивов процесса российско-китайского сближения. Данные локомотивные подпрограммы и проекты не должны являться «чисто» экономическими или энергетическими, так как по своему определению потребуют привлечения значительных политических, экономических  и иных ресурсов.

На начальном этапе организацию исследований, их политическую поддержку, финансовое, техническое, кадровое обеспечение было бы целесообразно осуществлять в рамках уже подписанных межгосударственных документов. В последующем потребуется заключение других (более качественных по форме и содержанию) межгосударственных соглашений и, возможно, создание дополнительных структур/институтов с гораздо более масштабными целями и задачами (нежели те которые стоят сегодня), привлечение на порядок больших ресурсов и соответственно их аналитическое обеспечение. Общую координацию (не путать с руководством) исследований следует возложить на представителей аппаратов администраций президентов (в случае КНР – Госсовета) и/или правительства двух стран.
Результаты данных исследований предполагается использовать высшим политическим руководством двух стран для выработки комплексов мер по стимулированию российско-китайского сотрудничества в целом.

Как представляется, на стадии разработки долгосрочной Программы стратегического сотрудничества финансирование аналитического / исследовательского компонента должно осуществляться исключительно за счет средств государственных бюджетов РФ и КНР и/или других национальных программ инновационно-промышленного развития, причем на паритетных началах. Какие-либо источники финансирования из сырьевых отраслей неприемлемы, так как в этом случае может иметь место лоббирование узко-корпоративных и иных интересов.

Локомотивные программы

На начальном этапе в качестве локомотивных программ российско-китайского сотрудничества предлагается рассматривать следующие:

- экономическое развитие Сибири (не только Восточной) и Дальнего Востока (в том числе за счет более эффективного использования их энергетического потенциала);

- изменение схемы евразийских транспортных перевозок (в том числе схем поставок энергоресурсов).

 

Похожие материалы: