ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
России нужна более умная и гибкая политика по трем ключевым приоритетам – постсоветскому пространству, Центральной Азии и экономической интеграции: советы Владимиру Путину Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
24.05.2012 11:54

Очередная часть виртуальной экспертной дискуссии «Советы Владимиру Путину», организованная проектом «Центральная Евразия», вновь фокусирует внимание российского руководства на трех главных приоритетах для РФ: постсоветском пространстве в целом, Центральной Азии в частности и экономической интеграции как средстве реализации общих целей развития в обозначенных географических рамках.

Понимание важности этих приоритетов, похоже, в том или ином виде уже существует в Кремле. Тем не менее, России крайне важно выработать объединенную единым планом стратегию действий, сформулировав и реализовав на практике общие цели долгосрочного развития.

Это требует проведение более умной, гибкой и долгосрочной политики, на чем, по сути, делают акценты принявшие участие в этой части дискуссии эксперты из России, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана: Сергей Абашин, Мирзохид Рахимов, Лидия Тимофеенко, Сайфулло Сафаров, Алексей Власов, Фарход Толипов, Руслан Жангазы и Станислав Чернявский.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта «Центральная Евразия»: итак, уважаемые коллеги, что, по Вашему мнению, наиболее важно для России с учетом обозначенных выше приоритетов?

Сергей Абашин (Россия), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН: стратегия России на постсоветском пространстве в целом и в Центральной Азии в частности должна состоять в поддержании стабильности, сохранении дружественных отношений со всеми странами. Я бы не выделял тех, кто нам «ближе», а кто – нет. Это старая повестка дня и она будет актуальна при любых режимах. Что должны быть нового – это методы, которыми указанные общие цели достигаются.

Мирзохид Рахимов (Узбекистан), руководитель отдела «Современной истории и международных исследований» Института Истории АН РУз: в настоящее время перед новоизбранным президентом России Владимиром Путиным стоит важнейшая задача формирования основных и реальных приоритетов внешнеполитической стратегии РФ в мире в целом и на постсоветском пространстве в частности.

В контексте СНГ важное значение имеет Центральная Азия: ведь до сих мы видели отсутствие у России ясной позиции, так как очень часто те или иные действия РФ в регионе были вызваны реакцией на политику других крупных государств или же попыткой балансирования сил и интересов в регионе.

Совершенно ясно, что России необходима разработка ясной, открытой и долгосрочной стратегии в отношении Центральной Азии, где помимо широкого политического диалога, должна быть богатая культурно-гуманитарная составляющая. Однако, стрежнем сотрудничества будут и должны оставаться все же двухсторонние взаимоотношения.

При этом, также необходимо создание благоприятных условий для граждан стран Центральной Азии, работающих или обучающихся в России. Это имеет не только важное экономическое значение для России и Центральной Азии, но и является значительным вкладом в процесс взаимодействия в рамках общественной дипломатии.

Лидия Тимофеенко (Казахстан), старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований: стратегической ошибкой для РФ станет чрезмерное ускорение процесса внедрения интеграционных инициатив. Стремление восстановить утраченные в 1990-х гг. позиции на постсоветском пространстве не должно ассоциироваться с реализацией «имперских амбиций». На данном этапе союзники четко обозначили свои позиции относительно предельных рамок интеграции. Возврат к более жесткому стилю руководства страной может привести к созданию такого имиджа интеграционных объединений, в котором исключительная и системообразующая роль стала бы отводиться только России. Это чревато тем, что сами постсоветские государства пересмотрят степень своей вовлеченности в евроазиатские экономические и политические проекты.

Сайфулло Сафаров (Таджикистан), заместитель директора Центра стратегических исследований при Президенте РТ: Владимир Владимирович Путин в принципе для нас не чужой человек и президент. Мы его видели на различных постах, он во многом был удачным политиком. У него много планов. Надеюсь, что он максимально их реализует в пользу Великой России.

По многим вопросам наши интересы с Россией совпадают. Однако есть моменты, по которым они не совпадают. Вот в этих моментах я бы рекомендовал нашему стратегическому партнеру быть очень и очень осторожным: уважать независимость дружественных стран и считаться с их национальными интересами. А любовь народов стран СНГ к россиянам нельзя переоценить: она существует в историческом и духовном пространствах.

Среди других рекомендаций для России я бы особо выделил следующие: необходимо снять некоторые барьеры в торговле со странами СНГ, снизить тарифы для ГСМ, уйти от разделения стран ЕврАзЭС на более развитые и менее развитие, учиться у тех же США оперативной поддержке своих союзников.

Алексей Власов (Россия), генеральный директор Информационно-аналитического Центра по изучению постсоветского пространства: в центре  новой российской стратегии должна стоять гуманитарная экспансия. Я включаю сюда образовательные, научные, молодежные, информационные проекты. На этом направлении уже сделаны определенные шаги, и перед Косачевым и Россотрудничеством поставлены более серьезные задачи, нежели чем перед его предшественниками.

Особенно актуален вопрос о новой гуманитарной миссии России применительно к Центральной Азии. Причем залог успеха – с одной стороны, системность, а с другой – большие права российским вузам и гражданскому сектору. Любая бюрократическая опека неизбежно погубит всю идею. Надо жестко контролировать выделяемые средства и содержание проектов, но ни в коем случае не отдавать все дело на откуп чиновникам из Министерства образования, ведь для них политический контекст задачи играет второстепенную роль.

Фарход Толипов (Узбекистан), директор негосударственного научно-образовательного учреждения «Билим карвони» («Караван знаний»): российский политический истэблишмент сегодня, на мой взгляд, озабочен утверждением своего великодержавного статуса. Это нормально для государства с великодержавным потенциалом.

Вопрос, однако, заключается не в том, чтобы демонстрировать подобный статус как самоцель. В величии России никто не сомневается. Вопрос в том, на каком ресурсе воспроизводится это величие и кто является его носителем. Другими словами, есть разница между реалистской постановкой цели типа «Мы заставим с нами считаться» и нормативной установкой подлинного лидера типа «Быть примером во всем и двигаться вперед».

Тезис «двигаться вперед» – не просто красивый, абстрактный лозунг. Для нас его политический смысл в том, что российская политика в отношении Центральной Азии и прежде всего геополитика, должна испытать диалектическое развитие в соответствии с новым миропорядком 21-го века. В свою очередь эта диалектика подразумевает ряд изменений, это:

- не противопоставление себя (России) США, своих интересов в Центральной Азии американским;

-  прогресс в демократическом развитии внутри России даст возможность ей стать привлекательным соседом и примером для стран Центральной Азии.

В целом, России надо, в конце концов, выступить не защитницей статус-кво под надуманным предлогом, что США якобы стремятся установить угодные им режимы в постсоветских странах при помощи так называемых цветных революций, а наоборот, взять на себя инициативу продвижения демократии на постсоветском пространстве.

Руслан Жангазы (Казахстан), ведущий научный сотрудник Института современных исследований  Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева: «Евразийский вектор» внешней политики России станет одним из ключевых условий восстановления крупной региональной державы на мировой арене. Однако следует учитывать, что Владимиру Путину придется претворять новую внешнюю политику РФ в совершенно иных стратегических и геополитических условиях.

Глобальный и внутренний контексты, по сравнению с предыдущими президентскими сроками В.Путина, изменились существенно. Феномен «арабской весны», возможная смена политическая элиты в западных странах, первые признаки наступления «Азиатского века» и ожидаемый переход мировой экономики к шестому технологическому укладу – заставят пересмотреть линию внешнеполитического поведения России. Прежде всего, надо стать еще более сильными, быть готовыми к перехвату стратегического регионального лидерства в Евразии и усилению прагматической составляющей во внешней политике – концентрации на экономическом измерении и коллективной безопасности. В этом смысле раскручивание «Евразийского тренда» в мире становится первостепенной задачей В.Путина в новых условиях.

Особо отмечу, что не стоит искусственно подгонять темпы интеграции, все эти попытки необоснованных «перескоков» и «ускорений» выглядят несерьезно. Создается ощущение того, что интеграция должна куда-то успеть, к какой-то конкретной дате. «Поспешишь, людей насмешишь» – гласит русская народная мудрость.

Как недавно отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «задача состоит в том, чтобы это «объединение трех» (Единое экономическое пространство) по-настоящему довести до ума – не торопясь, не подгоняя лошадей, а солидно, нормально, и чтобы все видели, что это равноправное объединение».

Казахстан еще в 2011 году ратифицировал Соглашение о согласованной макроэкономической политике в рамках ЕЭП. В целях обеспечения устойчивости экономического развития предложены следующие параметры для государств-участников ЕЭП: уровень государственного долга (50%), уровень инфляции (5%) и уровень дефицита бюджета (3%). В дальнейшем необходимо совершенствовать указанные параметры, рассмотреть их расширение и предусмотреть механизмы обеспечения соблюдения макроэкономической дисциплины, вплоть до экономических санкций и исключения из объединения.

К сожалению, соглашением оговорены положения, согласно которым денежно-кредитная и курсовая политики центральных банков проводятся самостоятельно. Повторюсь, реальная интеграция начнется с интеграции центробанков. Эффективность экономической интеграции без введения общей наднациональной валюты будет низкой. Валютный союз должен стать функциональной основой для перехода на более высокую ступень интеграции – к Евразийскому экономическому союзу. 

По оценке председателя Национального Банка Казахстана Григория Марченко, введение общей валюты возможно через 10 – 12 лет.

Станислав Чернявский (Россия), доктор исторических наук, директор Центра постсоветских исследований МГИМО(У) МИД РФ: было бы вполне логичным провозглашение скорректированной с учетом складывающейся ситуации, повестки дня внешней стратегии России на постсоветском пространстве и, в частности, в Центральной Азии.

Центральным направлением этой долгосрочной, эшелонированной стратегии, на наш взгляд, должно стать экономическое сотрудничество. Необходимо добиваться создания стабильных и максимально благоприятных условий деятельности российского бизнеса в Центральной Азии через систему взаимоувязанных торгово-политических и интеграционных соглашений. Сохраняя элементы донорства, целесообразно настаивать на четком соблюдении нашими партнерами договоренностей по либерализации регионального торгово-экономического сотрудничества (причем либерализации, опережающей рост открытости по отношению к третьим странам), поскольку в такой ситуации в выигрыше окажутся более мощная и конкурентоспособная российская экономика и отечественные компании, получит сильный импульс интеграция на микроуровне.

Нужно сделать акцент на реализации долгосрочных совместных проектов, целью которых должно стать рациональное использование ресурсов и имеющихся естественных преимуществ в интересах повышения устойчивости развития геоэкономического пространства в целом.

С учетом того, что в современном мире в числе главных ресурсов развития все более заметное место занимают творческие возможности человека, его энергия и инициатива необходимо повысить значимость гуманитарной составляющей наших отношений с Центральной Азией.

Так, в области гуманитарного сотрудничества целесообразно исходить из того, что модернизация как центральный вектор современного развития напрямую связана с признанием приоритета ценностей человеческого достоинства, свободы и права, которые не следует игнорировать в контексте отношений России с центральноазиатскими государствами. В этой связи полагаем целесообразным:

- в рамках взаимных договоренностей выработать эффективную процедуру привлечения на российский рынок труда временных трудовых мигрантов с тем, чтобы этот процесс начинался еще в странах «выхода» (профессиональная подготовка, изучение русского языка, выбор будущего места работы, получение разрешения на работу в России и т.д.); кроме того, должны быть созданы принципиально более широкие возможности профессиональной переподготовки мигрантов на базе наиболее успешных учреждений профессионального (прежде всего среднего) образования, а также приняты меры государственной поддержки вахтовому методу занятости на территории России;

- необходимы целенаправленные инвестиции в подготовку кадров для русскоязычных школ в странах Центральной Азии и на реализацию других программ по распространению русского языка, а также продуманная демографическая политика и отлаженный механизм найма рабочей силы; эти шаги на государственном уровне будут способствовать фактическому расширению русскоязычного пространства; превращение России в лидера модернизации и инноваций вернет русскому языку высокую популярность, во владении русским языком многие молодые люди в странах Центральной Азии увидят конкурентное преимущество в образовании и социальной карьере.

В военно-политической области, продолжая курс на совершенствование структур ОДКБ, необходимо добиваться дальнейшего совершенствования механизма урегулирования конфликтов, призванного решать не только задачи в миротворческой сфере, но и в борьбе с чрезвычайными, в том числе стихийными, бедствиями и ситуациями.  Одновременно, с учетом того, что Туркмения не является членом ОДКБ, а Узбекистан сохраняет в рамках этой организации особые позиции, полагаем целесообразным изучить возможность более активного задействования в вопросах постконфликтного урегулирования, стабилизации, оказания гуманитарной помощи, реконструкции мирной жизни Комитета СНГ по конфликтным ситуациям, создание которого предусмотрено решением Совета глав государств Содружества от 28 марта 1997г.

Изначально предполагалось, что работа Комитета будет направлена на предотвращение и урегулирование конфликтов на территории СНГ мирными, политическими средствами, на достижение стабильности и мира в государствах Содружества. Поскольку в дальнейшем работа по организации Комитета СНГ по конфликтным ситуациям была остановлена, предлагаем включить в повестку дня очередного саммита СНГ вопрос о возобновлении работы по созданию упомянутого Комитета.

Исходим из того, что выработка и последующая реализация предлагаемой стратегии развития отношений России со странами Центральной Азией позволит обеспечить:

- недопущение распространения на Центральную Азию тенденций нестабильности, характерных для Ближнего и Среднего Востока, максимальное блокирование внешнего негативного влияния;

- отлаживание механизма оперативного и стратегического взаимодействия международных военно-политических структур, прежде всего, ОДКБ и НАТО, а также национальных органов безопасности по противодействию военно-силовым угрозам и вызовам, которые в прогрессирующей проекции могут исходить из Афганистана;

- взаимный учет и адаптацию инициатив и стратегий экономического сотрудничества для региона, проецируемых ЕврАзЭС, СНГ, ШОС, а также ЕС и другими многосторонними институтами;

- принятие мер гуманитарного и информационного характера для сохранения «светского культурного кода» власти и общества в странах региона;

- рациональное вовлечение международных структур, прежде всего, ООН и ОЭСР с имеющимся у них опытом для содействия международно-правовому урегулированию проблем водопользования в Центральной Азии;

- вовлечение центральноазиатских государств, их политического сообщества в международные диалоговые и экспертные механизмы, что  позволит создать большую информационную прозрачность в указанных странах, будет работать на обеспечение стабильности и безопасности в регионе.

Владимир Парамонов: спасибо Вам уважаемые коллеги. Мне остается только лишь подвести некую черту под данной частью дискуссии, прокомментировав наиболее важные и ценные моменты.

Во-первых, Станислав Чернявский очень системно обобщил основные рекомендации, высказанные большинством экспертов, завершив дискуссию, по сути, тем же тезисом, который выдвинул еще в начале обсуждения Сергей Абашин: о жизненной необходимости для России поддержания стабильности на постсоветском пространстве. Тем самым, в очередной раз была обозначена ключевая функция РФ и, одновременно, главное – стратегическое преимущество России по сравнению с другими внешними игроками. Мне представляется, что эта функция и это преимущество нуждаются в дальнейшей концептуализации: усилении и развитии, а не ослаблении и «размывании», к чему ведут некоторые непродуманные действия РФ.

Во-вторых, Мирзохид Рахимов и Алексей Власов сделали акценты на важности гуманитарной составляющей в российской политике, что, по сути, в настоящее время игнорируется. При этом, уважаемый мною коллега из Узбекистана отметил принципиальную важность развития двустороннего формата отношений. На этом фоне оценки Лидии Тимофеенко и Сайфулло Сафарова в основном сводились к рекомендациям о том как не совершить очередных ошибок в плане реализации внешней политики РФ на постсоветском пространстве. На мой взгляд, эти четыре, казалось бы, совершенно разноплановых блока оценок объединяет одно: четкое видение национальной специфики складывающейся ситуации.

В-третьих, отдельные «ниши» занимают мнения Руслана Жангазы и Фархода Толипова.  Не соглашаясь лишь с рядом акцентов, абсолютно уверен, что оценки данных авторитетных экспертов должны быть крайне внимательно изучены и проанализированы с точки зрения поиска новых идей по активизации сотрудничества на постсоветском пространстве.

Виртуальный экспертный форум «Советы Владимиру Путину». Часть 5.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом «Время Востока» (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/ при информационной поддержке ИА «Регнум» (Россия) и Информационно-аналитического центра МГУ (Россия).

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ