ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Евразийская интеграция и Китай: виртуальный экспертный форум. Часть 11. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ФОРУМ
Автор: Владимир Парамонов   
22.12.2011 07:13

Постепенно приближаясь к завершению виртуального экспертного форума по теме «Евразийская интеграция и Китай» проект «Центральная Евразия» выделил в отдельный блок вопросов существующие проблемы во взаимодействии с КНР. Обозначить и концептуально оценить эти проблемы принципиально важно как для постсоветских стран, так и для Китая. В противном случае легко впасть в иллюзию по поводу характера современных отношений, затруднительно выработать комплекс мер по их дальнейшему развитию, в целом спрогнозировать их будущие контуры, в том числе учитывая высокую заинтересованность отдельных внешних и внутренних сил сорвать тенденции на сближение с КНР. В этом плане принципиально важной является позиция экспертов из Казахстана – страны, по сути, являющейся важным связующим звеном во взаимодействии многих постсоветских государств с Китаем. К участию в данной части дискуссии приглашены следующие авторитетные эксперты: Мурат Лаумулин, Дулатбек Кыдырбекулы и Аскар Нурша.

Владимир Парамонов, руководитель проекта «Центральная Евразия»: итак, уважаемые коллеги, пожалуйста, обозначьте проблемное поле отношений с КНР, а также возможные перспективы по развитию и укреплению взаимодействия с Китаем. 

Мурат Лаумулин, доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований: проблемное поле отношений Китая с государствами центральноазиатского региона довольно обширно. Причем, здесь присутствуют как вполне очевидные вызовы и угрозы, проистекающие из социально-экономических и политических проблем развития Китая и государств региона, так и ряд неопределенностей, связанных с особенностями сегодняшнего этапа международных отношений и присутствием в Центральной Азии внерегиональных игроков.

Учитывая геоэкономические и геополитические амбиции Китая и непредсказуемость возможных изменений в его политике, в средне- и долгосрочной перспективе как для России, так и для государств Центральной Азии положительным является такой сценарий развития событий, при котором китайское присутствие в регионе в любой форме носило бы ограниченный характер. Последние 20 лет региональная борьба между основными геополитическими акторами велась с переменным успехом, а Китай в этой борьбе чаще держал паузу. Сегодня ситуация несколько изменилась, и Китай начал выступать конкурентом в регионе не только Западу, но и России. Китайское присутствие в Центральной Азии, традиционно являющейся зоной влияния России, становится все заметней и ощутимей. При этом необходимо признать, что противодействовать экономическому и торговому проникновению Китая в регион ни государства Центральной Азии, ни Россия не в состоянии. Более того, в настоящее время Китай для Центральной Азии является более значимым партнером, нежели Центральная Азия для Китая. Сегодня вполне очевидно, что взаимодействие с КНР имеет важнейшее значение для поддержания положительной экономической динамики государств региона.

В этой связи необходимо научиться использовать китайское присутствие на пользу социально-экономическому развитию. С расширением сотрудничества в несырьевых отраслях экономики связаны возможности минимизации негативных последствий усиливающегося китайского присутствия на постсоветском пространстве. Во-первых, совершенно очевидно, что при осуществлении любых форм сотрудничества необходимо последовательно отстаивать национальные интересы и интересы собственных граждан. Китайцы очень жестко и умело делают это в собственной стране. Нам необходимо научиться тому же. Китайская трудовая миграция это объективная реальность, с которой необходимо считаться. Единственное, что в наших силах – организовать строгий учет мигрантов и контроль за их деятельностью. Для этого необходимо не только принятие соответствующей законодательной базы, но и проведение специальных научных исследований. Кроме того, что мы должны делать обязательно – не только проводить тщательную экспертизу всех заключаемых с Китаем контрактов, но и добиваться их транспарентности.

Во-вторых, несмотря на позитивную динамику развития и несопоставимость масштабов экономик, без поддержки России и стран Центральной Азии Китаю затруднительно сохранить устойчивость и поступательность развития. Объективно, он заинтересован в сотрудничестве, что открывает дополнительное «окно возможностей» как для России, так и для центральноазиатских государств. И те процессы, которые наблюдаются в экономике казахстанско-китайских отношений в последние годы, очевидное свидетельство этого.

В-третьих, единственное, что реально может остановить продвижение Китая в регион, – активизация интеграционных процессов на пространстве Евразии. И в этом смысле формирование экономического союза между Россией Казахстаном и Беларусью – существенный шаг вперед в ограничении аппетитов Китая на постсоветском пространстве. Нужно понимать, что в случае с Китаем мы имеем дело не только с ведущей державой Азии, но и со страной, одной из внешнеполитических стратагем которой является постулат о «сидящей на холме мудрой обезьяне, наблюдающей борьбу двух тигров в долине». И главное – после того, как тигры обессилят, не попасть в лапы этой обезьяны. С Китаем можно разговаривать на равных, но лишь тогда, когда он сам признает значимость и силу партнера по диалогу. А поскольку по отдельности государства Центральной Азии, да и Россия вряд ли смогут конкурировать с Китаем, возникает необходимость создания механизмов, позволяющих объединить усилия.

Дулатбек Кыдырбекулы, профессор Международного университета информационных технологий: на мой взгляд, КНР внешне равнодушно смотрит на процессы постсоветской интеграции. Одно из двух: либо Китай уверен в их слабости, либо побаивается этих процессов. Тем не менее, КНР, по-прежнему, будет стремится всеми средствами обосноваться на самом постсоветском пространстве. Китай намерен «давить» и воздействовать на те же ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский союз, Россию и Центральную Азию через Шанхайскую организацию сотрудничества. Это будет скорее «тихая война» экономическими способами. Постсоветские интеграционные структуры Китай не пугают. КНР не будет менять свою стратегию, но будет совершенствовать тактику. Раскол в постсоветском стане Китаю выгоден не меньше, чем странам Запада. Нельзя исключать, что КНР попытается найти способ давления на РФ и страны Центральной Азии через Всемирную торговую организацию. Одновременно, Китай будет стремиться заручиться политико-дипломатической поддержкой постсоветских стран в своем противостоянии с Западом, в первую очередь с США. Вот в рамках этих ключевых направлений и следует искать новые формы и механизмы взаимодействия с КНР.

Аскар Нурша, кандидат исторических наук, ученый секретарь Казахстанского института стратегических исследований: Китай был и останется на ближайшую перспективу важным элементом геополитического баланса в Центральной Азии. Проблемы, возникающие в отношениях с Китаем, на данном этапе обусловлены, не столько действиями Китая, который ведет себя достаточно осторожно и грамотно с точки зрения продвижения китайских интересов, сколько просчетами в стратегии на китайском направлении, допущенными самими центральноазиатскими странами, и внутренней слабостью наших стран. Экономика ряда стран региона серьезно «просела» за последние годы, ряд отраслей экономики не может восстановиться, не хватает инвестиций и заемных средств. Китай при этом готов предоставлять значительные финансовые ресурсы, не обуславливая их выдачу вопросами демократизации. В целях выхода из транспортно-коммуникационной изоляции странами Центральной                Азии предпринимаются усилия по развитию транспортных и энергетических коридоров в китайском направлении. Все «мнят» себя мостами между Китаем и Россией и далее Западной Европой. Но политика стран региона в отношении Китая не скоординирована между собой и с Россией, а в ряде случаев можно отметить взаимоисключающие пункты. Выигрыш одной страны или его правительства не всегда идет на пользу всему региону.

Тем не менее, ускорение интеграционных процессов в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) встречено с настороженностью в Китае, который пытается понять, насколько это затронет его интересы. Определенный ущерб геополитическим и экономическим интересам будет, все же, нанесен. Однако, следует иметь ввиду, что экономическое сотрудничество стран Центральной Азии с Китаем вышло на достаточно серьезный уровень. Кроме того степень интеграции Китая в мировую экономику превосходит ту же российскую. Поэтому, думаю, что увеличение товарооборота со странами ТС и ЕЭП не повлияет в конечном итоге на объемы товарооборота стран региона с Китаем, которые также будут увеличиваться.

Более того, развивая транспортные коридоры в китайском направлении следует учитывать, что степень экономической открытости и военной уязвимости стран Центральной Азии также повышаются. Главную проблему наших стран я бы назвал «misgovernment» – низкое качество государственного управления, а также избыток личных, групповых и клановых интересов в сферах, где необходимо руководствоваться общегосударственными интересами. С таким низким качеством управления и уровнем коррупции садиться за стол переговоров с китайскими партнерами нужно осторожно. Шаги в сторону интеграции с Россией не намного улучшат ситуацию, поскольку Россия, хоть и обошла наши страны в части реформ и модернизации, тем не менее, сталкивается с теми же самыми проблемами, в том числе с неадекватностью значительной части чиновничества масштабам решаемых государственных задач.

Бояться Китай не надо: с ним можно работать на пользу обеих сторон. Не надо недооценивать Китай и его способность быстро учиться на своих и наших ошибках. Главная задача – это, во-первых, кадры: нужны подготовленные специалисты для работы на данном направлении. Во-вторых, в стратегических вопросах необходима координация политики между странами Центральной Азии, а по ряду вопросов – с Россией.

Владимир Парамонов: спасибо уважаемые коллеги. Во-первых, я благодарю Мурата Лаумулина за четко прозвучавшую рекомендацию о том, что магистральное направление экономического взаимодействия с Китаем должно быть связано именно с развитием сотрудничества в несырьевых секторах. Только это может позволить сформировать, расширить  и укрепить устойчивую основу для экономического и иного взаимодействия с КНР, решить многие из существующих проблем.

Во-вторых, согласен с тезисом моих коллег о том, что только сообща мы сможем наладить наиболее выгодные формы отношений с Китаем. И в этом плане полностью поддерживаю отчетливо прозвучавшую у Аскара мысль: а не являются ли существующие проблемы во взаимодействии с Китаем результатом наших собственных просчетов, в том числе неспособности координировать свои усилия, в целом стремления «тянуть одеяло на себя»? Как представляется, именно с решения этих проблем, а вовсе не с попыток сформировать в лице КНР «образ внешнего врага» и стоит начинать любое более-менее стратегически выверенное движение в китайском направлении.

В-третьих, продолжаю утверждать, что жизненно необходимо повышение качества анализа и прогноза ключевых проблем на пути развития постсоветского пространства. И если и в дальнейшем создание национальных аналитических школ, а также повышение их влияния в национальных масштабах в подавляющем большинстве стран СНГ будет двигаться такими же слабыми темпами как сейчас, то ни о каком светлом будущем этих государств и постсоветского пространства в целом говорить не придется. Та же интеграция, вне устойчивой системы ее аналитического обеспечения и сопровождения, заранее обречена на провал. В этой связи Китай лишь выполнит ту миссию, которую мы ему сами и отводим: возьмет под свой контроль то, что «плохо лежит» – то, что мы сами контролировать не умеем и/или не хотим ...

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием «Новое Восточное Обозрение» (Россия), при информационной поддержке ИА «Регнум» (Россия),  Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), аналитического сайта «Region.kg» (Кыргызстан), информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан).

Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ