Российское присутствие в нефтегазовой отрасли Туркменистане: основные этапы Печать
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА
Автор: В.Парамонов, О.Столповский, А.Строков   
20.09.2010 09:00

В советское время взаимодействие между Россией (РСФСР) и Туркменистаном (Туркменской ССР) в нефтегазовой отрасли касалось в основном поставок газа с туркменских месторождений в Россию/российском направлении и координации действий по обеспечению функционирования магистрального трубопровода «Средняя Азия – Центр» (САЦ). После распада Советского Союза, когда вышеуказанная схема разрушилась, в нефтегазовом взаимодействии между Российской Федерацией (РФ) и Туркменистаном четко прослеживаются три этапа:
- первый этап: период 90-х годов;
- второй этап: период 2000-2008 годов;
- третий этап: период с 2009 года по настоящее время.

Первый этап: период 90-х годов
Период спада пришелся в целом на 90-ые годы и продлился вплоть до 2003 года: масштабы и интенсивность российско-туркменского нефтегазового сотрудничества тогда кардинально снизились. Начиная примерно с 1993 года, российский концерн «Газпром» стал регулярно блокировать поставки туркменского «голубого топлива» через систему трубопроводов САЦ. Основной причиной этого была неурегулированность контрактных соглашений между Туркменистаном и Россией по поводу поставок газа на Украину. С одной стороны, это было связано с тем, что «Газпром», выступая торговым посредником между Туркменистаном и Украиной и, пользуясь монопольным доступом к российским газотранспортным коммуникациям, закупал туркменский газ по цене в 3-5 раз ниже, чем на европейском рынке и затем перепродавал туркменское «голубое топливо» по более высокой цене.

С другой стороны, «Газпром» еще в начале 90-х годов столкнулся с такой сложной проблемой как получение оплаты за газ от украинских потребителей, что, мешало ему выполнять платежные обязательства перед Туркменистаном. Украина зачастую не могла (да и до сих пор не может) платить за газ даже низкую цену, во многих случаях предлагая бартерные схемы расчетов. Это, в свою очередь, нарушало весь алгоритм работы «Газпрома» по поставкам туркменского газа на Украину. В этой связи у российского газового монополиста при операциях на украинском рынке возникла необходимость в посреднике, который брал бы на себя функции финансового и организационного обеспечения многочисленных бартерных операций. Поэтому с 1994 года «Газпром» стал работать в Туркменистане в партнерстве с частной международной группой компаний (МГК) «ИТЕРА», которая долгое время и осуществляла посреднические функции в финансовом и организационном обеспечении поставок в Туркменистан различных видов товаров и услуг в обмен на газ. При этом, «ИТЕРА» разработала многочисленные и достаточно гибкие схемы, с помощью которых доля оплаты валютой за поставленный Туркменистаном газ достигала 30%, а остальные 70% (а то и более) погашались поставками различного рода материально-технических ресурсов и услуг по заказам министерств и ведомств Туркменистана. Например, широкую практику получили поставки туркменского газа в обмен на продовольствие.

Однако, поскольку между Москвой и Ашгабатом не существовало межгосударственного соглашения, непосредственно касающегося взаимодействия по вопросам поставок/транзита газа, закупочная цена туркменского газа, а также имевшие место задержки платежей за газ были предметом крайне трудных переговоров и зачастую приводили к осложнению российско-туркменских отношений в целом.

Российско-туркменские «газовые споры» в 90-е годы обусловили резкое снижение экспортного потока «голубого топлива» из Туркменистана и, как следствие, привели к кардинальному снижению добычи газа в республике, а многие скважины были законсервированы. По сравнению с советским периодом, ежегодная добыча газа сократилась почти в 8 раз. Если к концу 80-х годов ХХ века в Туркменской ССР добывали почти 90 млрд. кубических метров ежегодно, то уже в 1998 году этот показатель составил 12,4 млрд. кубических метров.

Второй этап: период 2000-2008 годов
Период подъема в российско-туркменском взаимодействии в нефтегазовой отрасли стал очевиден после смены российского руководства. Договоренности, достигнутые в ходе визита президента В.Путина в Туркменистан в 2000 году (один из первых визитов нового российского руководителя в страны СНГ) и президента С.Ниязова в Россию в 2002 году, придали двухстороннему взаимодействию больший динамизм и сформировать предпосылки для подписания в 2003 году в г.Москве межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли на период до 2028 года. Согласно данному соглашению Туркменистан взял на себя обязательства на поставку в Россию около 1,7 трлн. кубических метров природного газа в течение 25 лет. В рамках соглашения «Газпром» (в лице своего дочернего предприятия «Газэкспорт») и «Туркменнефтегаз» заключили на тот же период долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа. Согласно контракту, в 2004 году Туркменистан поставил в Россию 5,2 млрд. кубических метров газа, в 2005 году объем экспорта увеличился до 7 млрд., в 2006 году – до 10 млрд., в 2007 году – около 40 млрд., в 2008 году – более 47 млрд. кубических метров газа.

По мере увеличения объемов добычи газа в Туркменистане и, соответственно роста объемов экспорта туркменского «голубого топлива» в Россию/российском направлении, «Газпром» и в целом РФ стали проявлять повышенную заинтересованность в модернизации и увеличении пропускной способности туркменской газотранспортной инфраструктуры, а также строительстве новых трубопроводов для перекачки «голубого топлива». Причем, строительные проекты тесно увязывались Москвой с задачей не допустить появления альтернативных путей транспортировки углеводородов из Центральной Азии.

Кроме развития взаимодействия по вопросам поставок газа, которые, безусловно, являются приоритетными в российско-туркменском нефтегазовом сотрудничестве, компании из России стали также проявлять интерес к разработке углеводородных месторождений в Туркменистане. Причем, наряду с «Газпромом» и «ИТЕРОЙ», к реализации газовых и нефтяных проектов в Туркменистане с 2005 года стремятся подключиться «ЛУКОЙЛ», «Стройтрансгаз» и другие российские нефтегазовые компании.

Однако, на сегодняшний день пока только «ИТЕРА» является единственной российской компанией, допущенной к разработке туркменских углеводородных месторождений и реализующая в республике конкретные проекты. Данная коммерческая структура имеет в Туркменистане очевидные преимущества перед остальными российскими компаниями, так как успешно работает в стране еще с 1994 года и владеет активами в самых различных секторах экономики Туркменистана (не только в нефтегазовой сфере).

Третий этап: период с 2009 года по настоящее время
Очередной период спада обозначился в 2009 году. «Газэкспорт» планировал закупить в Туркменистане около 50 млрд. кубических метров газа, но эти планы реализовать не удалось в связи с мировым финансовым кризисом. Не выросла и активность РФ и российских компаний. Это в какой-то степени объясняется еще и тем, что добыча углеводородов в Туркменистане и, в первую очередь на суше, по-прежнему контролируется государством. Единственное исключение для проектов на суше пока было сделано только для российской МГК «ИТЕРА». Для других российских инвесторов доступно лишь освоение шельфовых месторождений (на туркменском участке побережья Каспийского моря) на условиях СРП. Крупные российские компании не проявляют особого интереса к разработке нефтегазовых месторождений на шельфе. Одной из причин этого является то, что интересующие Россию шельфовые месторождения углеводородов расположены вблизи туркмено-иранской морской границы. Статус Каспийского моря пока не определен, а Иран настаивает на увеличении своего сектора. Более того, освоение морских месторождений технологически более сложно, чем на суше, что требует дополнительных инвестиций.

* * *
В целом, учитывая значительные углеводородные и, в первую очередь, газовые запасы Туркменистана есть все основания предполагать, что рано или поздно активность РФ и российских компаний в Туркменистане с высокой вероятностью вырастет. Это, как представляется, будет означать начало очередного этапа российского присутствия в нефтегазовой отрасли Туркменистана – этапа, характеризующего закономерный период подьема в двусторонних отношениях. Будет ли этот период краткосрочным или, наоборот, долгосрочным – во многом зависит от России и выбранной ей стратегии дальнейшего развития ...

 

Похожие материалы: