ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Российские нефтегазовые проекты в Казахстане: трубопроводные проекты Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский   
28.10.2010 09:00

  • Увеличение пропускной способности нефтепровода «Атырау – Самара». Нефтепровод, протяженностью около 700 километров, введен в эксплуатацию в 1970 году с проектной мощностью 10,2 млн. тонн в год. По нему транспортируется нефть с месторождений из западной части Казахстана в Самарскую область России. Затем по системе российских трубопроводов нефть поступает к терминалам Балтийского и Черного морей, а также на рынки стран Европы. К 2002 году пропускная способность  трубопровода была доведена до 15 млн. тонн в год за счет применения анти-турбулентных добавок.

Оператором проекта является российское ОАО «Транснефть». На основании подписанного в 2002 году между правительствами России и Казахстана договора о транзите казахстанской нефти через российскую территорию сроком на 15 лет, было принято решение об увеличении пропускной способности нефтепровода с  15 до 25 млн. тонн в год. Предполагаемый срок реализации проекта – 2016 год.

Общий объем инвестиций оценивается в 190 млн. долларов, причем Россия и Казахстан вкладывают равные доли. На начало 2009 года объем инвестиций в данный проект мог составить предположительно 76 млн. долларов, включая 38 млн. долларов средств ОАО «Транснефть».

  • Увеличение пропускной способности нефтепровода «Тенгиз –Новороссийск». Нефтепровод, протяженностью около 1510 километров. и пропускной способностью 28,2 млн. тонн в год, введен в эксплуатацию в конце 2001 года. Проектная пропускная способность была достигнута к середине 2004 года. К 2005 году пропускная способность нефтепровода была увеличена до 32 млн. тонн в год за счет применения анти-турбулентных добавок. По трубопроводу нефть с месторождения «Тенгиз» из западной части Казахстана транспортируется к российскому порту Новороссийск (терминал «Южная Озереевка») и далее танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.

Оператором проекта является международная акционерная компания  «Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК), построившая и эксплуатирующая нефтепровод. Доля России в КТК составляет более 40%: 24% (625 млн. долларов) принадлежат правительству РФ (акции находятся в доверительном управлении ОАО «Транснефть»), и около 20% (520 млн. долларов) - доля частных российских компаний.

Изначально проект разрабатывался с таким расчётом, что его пропускная способность при соответствующей реконструкции может быть увеличена примерно до 67 млн. тонн нефти в год. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе г.Новороссийска и установить ещё одно выносное причальное устройство.

В 2007 году в России и Казахстане приступили к разработке условий и положения пакетного соглашения по проекту расширения трубопровода «Тенгиз-Новороссийск». Причем, предполагалось, что часть нефти (около 17 млн. тонн только из Казахстана) пойдет по планируемому нефтепроводу «Бургас – Александруполис» (Болгария – Греция) в обход турецких проливов. Однако сроки практической реализации данного проекта пока неясны.

Более того, и сама перспектива увеличения пропускной способности нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» сегодня под вопросом. Основные причины – отсутствие гарантий «большой нефти» с шельфа Каспийского моря, снижение глобального спроса на нефть и задолженность консорциума КТК перед кредиторами. По мнению руководства российской компании «Транснефть», возможно даже банкротство международного консорциума.

  • Сотрудничество по транзиту туркменского и узбекского газа через территорию Казахстана по системе действующих трубопроводов – «Средняя Азия – Центр» и «Бухара-Урал».

Магистральный газопровод «Средняя Азия – Центр» (САЦ) протяженностью около 4000 километров, был построен еще в советский период для переброски туркменско-узбекского газа в европейскую часть Советского Союза. Введение его в эксплуатацию производилось поэтапно:  с 1966 года (первая нитка) по 1985 год (пятая нитка). Проектная мощность данного газопровода (всех пяти ниток) составляла около 68 млрд. кубических метров в год. В постсоветский период из-за физического износа пропускная способность газопровода «Средняя Азия – Центр» снизилась до уровня не более 50 млрд. кубических метров в год.

Магистральный газопровод «Бухара-Урал» протяженностью около 4500 километров, также строился в советское время и был введен в эксплуатацию в 1965 году. Проектная мощность «Бухара – Урал» (двух ниток) составляла 19 млрд. кубических метров в год. Газопровод предназначался для поставок природного газа с месторождения «Газли» (Бухарская область, Узбекистан) в промышленные центры южно-уральского региона России. Однако со временем из-за физического износа пропускная способность данного газопровода снизилась практически до 7 млрд. кубических метров газа в год.

Рост объемов газа, закупаемого Россией в первом десятилетии XXI века в Туркменистане и Узбекистане, обуславливал необходимость модернизации действующей сети газопроводов с целью увеличения их пропускной способности. Указанные работы на казахстанском участке с  начала 2000-х годов осуществляются компаниями «КазМунайГаз» и ОАО «КазТрансГаз». Оператором проекта является АО «Интергаз Центральная Азия» (100%-ное дочернее предприятие «КазТрансГаза»).
После проведения ремонтно-восстановительных работ Казахстан смог в 2008 году довести пропускную способность САЦ до 60 млрд. кубических метров в год. К 2010 году планируется увеличение объемов прокачки уже до 80 млрд., а в дальнейшем  – и до 100 млрд. в год.

В целом, все работы по увеличению пропускной способности магистральных газопроводов, проходящих по территории Казахстана, осуществляются «КазМунайГазом» и «КазТрансГазом» самостоятельно, без инвестиционного и иного участия России. Но, поскольку газотранспортная система Казахстана объективно является составной частью газотранспортной системы всего постсоветского пространства, то взаимодействие между России и Казахстаном по вопросам транспортировки газа объективно неизбежно.

В то же время, в условиях мирового финансово-экономического кризиса и ухудшения финансового состояния российских нефтегазовых компаний, перспективы реализации совместных крупномасштабных проектов по реконструкции действующих магистральных газопроводов представляются неясными. Тем более, что активный поиск государствами Центральной Азии новых импортеров газа и альтернативных маршрутов его экспорта будут сказываться на объемах поставок «голубого топлива» в Россию. Это, в свою очередь, ставит под вопрос целесообразность проведения работ по увеличению пропускных способностей САЦ и «Бухара-Урал».

  • Сотрудничество по транзиту российского газа через Казахстан по трубопроводам «Оренбург – Новопсков» и «Союз».

Магистральные газопроводы «Оренбург-Новопсков» и «Союз» протяженностью 760 километров каждый, проходят параллельно друг другу. Они были ведены в строй в 1976 и в 1978 годах соответственно и  предназначались для транспортировки газа с Оренбургского ГПЗ через территорию Уральской области КазССР (северо-западный Казахстан) к газораспределительной станции «Александров-Гай» (г.Александров-Гай, Саратовская область, РСФСР). От станции газ дальше транспортировался на Украину и далее в Европу.

Первоначально общая проектная мощность данных газопроводов составляла  42 млрд. кубических метров в год («Оренбург – Новопсков» – 14 млрд. кубических метров, «Союз» – 28 млрд. кубических метров в год). Однако, из-за физического износа пропускная способность данных трубопроводов стала гораздо ниже и составляет порядка 30 млрд. кубических метров в год («Оренбург – Новопсков» – 10 млрд. кубических метров, «Союз» – 20 млрд. кубических метров).

В соответствии с соглашением между правительствами РФ и РК о сотрудничестве в газовой отрасли от 28 ноября 2001 года, было принято решение об увеличении объемов транзита российского газа через территорию Казахстана по системе магистральных трубопроводов, в том числе «Оренбург – Новопсков» и «Союз». Для практической реализации намеченных целей казахстанская компания «КазТрансГаз» (КТГ) уже в 2002 году приступила к ремонтно-восстановительным работам на ряде участков указанных газопроводов.

  • Планы по интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия».

Магистральный нефтепровод «Дружба» протяженностью около 6000 километров является крупнейшим в мире. Он был введен в строй в 1964 году для поставок нефти из Советского Союза в страны-члены бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Северный участок нефтепровода «Дружба» проходит через территории России, Белоруссии, Польши и Германии, а южный участок – по территории России, Украины, Словакии, Чехии, Венгрии. Пропускная способность нефтепровода «Дружба» составляет порядка 80 млн. тонн нефти в год.

Магистральный нефтепровод «Адрия» представляет собой систему из 2 нефтепроводных участков: один участок (венгерский) проходит по территории Венгрии от города Сазхаломбатты до венгерско-хорватской границы, а другой участок (Ядранский нефтепровод) - от венгерско-хорватской границы по территории Хорватии к порту Омишаль (Хорватия, побережье Адриатического моря). Пропускная способность нефтепроводной системы «Адрия» составляет 15 млн. тонн нефти в год.

Москва и Астана рассматривают возможность создания в перспективе нового экспортного направления транспортировки нефти из России и Казахстана на мировые рынки через территорию Европы и морской порт Омишаль. С этой целью  предполагается состыковать участок нефтепровода «Дружба» с нефтепроводной системой «Адрия». Это позволило бы значительно увеличить объемы экспорта российско-казахстанской нефти и, что не менее важно, экспортировать нефть в обход турецкого пролива Босфор, уже перегруженного интенсивным движением нефтеналивных танкеров. Однако, перспективы реализации данных планов пока представляются неясными.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ