ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Перспективы поставок газа из Туркменистана в Европу Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА
Автор: А.Строков, В.Парамонов   
21.06.2012 09:09

Евросоюз делает основную ставку на газ как на экологически чистое, безопасное, безотходное топливо и твердо намерен увеличивать долю «голубого топлива» в топливно-энергетическом балансе. Однако для достижения данной цели Евросоюзу в долгосрочной перспективе придется кардинально, причем опережающими темпами наращивать импорт газа извне, учитывая тот факт, что запасы газа стран-членов ЕС составляют всего лишь 1,4% от мировых запасов, а объемы добычи «голубого топлива» в Еврозоне неуклонно снижаются. Уже сегодня ЕС импортирует свыше 60% потребляемого газа, а к 2025 году данный показатель, по оценке «Газпрома», достигнет 80%.

К тому же зависимость Евросоюза от импорта газа извне усугубляется еще и за счет потребностей восточно-европейских стран-членов ЕС - бывших сателлитов СССР, почти не располагающих углеводородными ресурсами и унаследовавших чрезмерно энергоемкую экономику, сформировавшуюся еще во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В настоящее время основными поставщиками газа в Евросоюз являются Россия и ряд стран Ближнего Востока. Причем Россия играет наиболее важную роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС, так как российские поставки (около 200 млрд. кубических метров ежегодно) в последние несколько лет обеспечивают от 40 до 46% потребностей ЕС в газе. Однако большой вопрос, сможет ли Россия уже в ближайшие 10 лет наращивать объемы экспорта газа в Европу пропорционально потребностям Евросоюза. Дело в том, что основные российские месторождения углеводородов уже в середине первого десятилетия наступившего века стали демонстрировать признаки истощения. Например, основные газовые месторождения РФ («Уренгой», «Ямбург», «Медвежье») в значительной степени (в целом более чем на 70%) уже выработаны. 

Более того, в перспективе экспортные возможности России по газу будут только сокращаться, учитывая рост внутренних потребностей РФ в «голубом топливе» и неизбежность в недалеком будущем масштабной модернизации российской экономики/энергетики. К тому же, Москва намеревается частично переориентировать свой газовый экспорт на восточное (китайское) направление, что также приведет к снижению объемов экспорта в Европу.

Все это говорит о том, что «российская доля» в газовом импорте Евросоюза уже в среднесрочной перспективе, скорее всего, уменьшится. А если учесть еще и тот факт, что долгосрочные поставки газа в Европу из стран Ближнего Востока, северной Африки и Ирана сопряжены с политическими рисками (из-за дестабилизации ситуации в арабском мире и конфликтных отношениях Ирана с Западом), то становится понятным интерес Брюсселя к поставкам газа из Центральной Азии. Причем, в плане долгосрочных и масштабных поставок природного газа на рынок Евросоюза единственной перспективной центральноазиатской страной является Туркменистан.

Туркменистан занимает 2-ое место среди республик бывшего СССР (после России) по запасам газа. К тому же, Туркменистан является единственной постсоветской страной, которая может экспортировать свыше тех четвертых от объемов добычи, так как внутренние потребности Туркменистана в газе невелики, учитывая малочисленность населения (менее 5 млн. человек), кратковременный отопительный сезон и отсутствие крупной промышленности (за исключением самой нефтегазовой отрасли).

Перспективы добычи и экспорта газа в Туркменистане: планы и реальные возможности

Туркменистан еще с момента обретения независимости вынашивает грандиозные планы по наращиванию объемов добычи и экспорта газа, а также диверсификации маршрутов поставок. Так, еще в начале первого десятилетия наступившего века Ашгабат делал официальные заявления, что объемы добычи газа в республике будут поступательно увеличиваться и достигнут в 2010 году – 120 млрд. кубических метров, в 2020 году – 240 млрд. кубических метров, а в 2030 году – 280 млрд. кубических метров. Причем объемы экспорта газа в 2010, 2020 и 2030 годах планировались на уровне 100, 220 и 250 млрд. кубических метров в год соответственно.

Несмотря на то, что планы на 2010 год оказались не реализованными (сегодня объемы добычи газа в Туркменистане составляют более 75 млрд. кубических метров, а экспорта – около 60 млрд. кубических метров), у Туркменистана есть резервы для кардинального увеличения объемов добычи/экспорта «голубого топлива». Даже если предположить, что Ашгабат существенно преувеличивает свои газовые запасы, теоретически Туркменистан способен в среднесрочной перспективе (2020 – 2025 годы) как минимум в 2 раза увеличить объемы добычи газа по сравнению с 1990 годом – с 90 до 180 млрд. кубических метров в год. Данная оценка основана на том, что сегодня доказанные запасы газа в Туркменистане более чем в 2 раза превышают уровень 1990 года. В частности, предполагается, что открытое уже в постсоветский период месторождение «Южный Иолотань» содержит примерно 4 трлн. кубических метров газа (минимальная оценка аудита, проведенного в 2008 году британской компанией Gaffney Cline & Associates Ltd.).

  Причем вышеуказанное увеличение объемов добычи газа позволит Туркменистану соответственно увеличивать и объемы экспорта, учитывая уже упомянутый фактор невысоких внутренних потребностей. Так, уровень внутреннего потребления в среднесрочной перспективе (2020 – 2025 годы) составит около 30 млрд. кубических метров в год, что примерно в 2 раза больше нынешнего уровня (по состоянию на 2011 год). Данная оценка основана на предположении о том, что потребление газа внутри Туркменистана будет расти пропорционально росту численности населения. Именно такая оценка фигурирует и в планах Ашгабата по добыче/экспорту газа.

Учитывая приведенные выше объемы добычи и внутреннего потребления, можно ожидать, что Туркменистан в среднесрочной перспективе (2020 – 2025 годы) теоретически сможет экспортировать около 150 млрд. кубических метров газа в год. Однако достижение вышеуказанных показателей по объемам добычи/экспорта газа возможно только в случае привлечения масштабных и долгосрочных инвестиций со стороны крупнейших мировых энергетических компаний в туркменскую нефтегазовую отрасль, так как у самого Туркменистана нет ни финансовых средств, ни технологий для решения такой стратегической задачи.

Возможные сценарии поставок туркменского газа в Европу

Оценка реальных возможностей Туркменистана по объемам добычи и экспорта газа позволяет сделать вывод о том, что при наличии политической воли Евросоюза масштабных инвестиций европейских компаний в нефтегазовую отрасль Туркменистана поставки туркменского газа в Европу в принципе возможны. Если исходить из того, что объем туркменского газового экспорта к 2020 – 2025 годам может составить свыше 150 млрд. кубических метров в год, то даже после выполнения соответствующих обязательств (по состоянию на 2011 год)  перед Китаем, Россией и Ираном у Туркменистана останется от 30 до 40 млрд. кубических метров для поставок в Европу. Учитывая географический фактор, поставки туркменского газа на европейский рынок реальны по следующим схемам:

- схема №1: транзит через Россию и/или посредством своп-операций с Россией;

- схема №2: транзит через Иран и/или посредством своп-операций с Ираном;

- схема №3: реализация проекта «Набукко».

Схема №1: транзит через Россию, либо посредством своп-операций с Россией

Данная схема представляется наиболее реальной, наименее финансово затратной и взаимовыгодной для всех заинтересованных сторон. Туркменский газ может поставляться в Европу по газовым сетям «Газпрома». Тем более, что с пуском в ноябре 2011 года газопровода «Северный поток», пропускная способность российской газопроводной системы в европейском направлении увеличилась. Соответственно этому, увеличились возможности «Газпрома» по транзиту туркменского газа. Как представляется, Евросоюзу, России и Туркменистану не составит сложности договориться о взаимоприемлемых условиях поставок. Если ранее (до 2007 года включительно) «Газпром» спекулировал туркменским газом, то сегодня «Газпром» покупает туркменский газ по цене немногим меньшей, чем продает, зарабатывая только на транзите.

Причем объемы поставок туркменского газа в российском направлении могут быть в короткий срок значительно увеличены (с 50 до 70 млрд. кубических метров) за счет проведения комплекса ремонтных работ на газопроводе «Средняя Азия – Центр» (САЦ). Помимо этого, возможна реанимация идеи строительства Прикаспийского газопровода «Туркменистан – Казахстан – Россия» (пятая нитка САЦ), протяженностью 1700 километров и пропускной способностью до 20 млрд. кубических метров в год, о чем еще в 2008 году было подписано соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменистаном. В этом случае, «российское направление» сможет пропустить не менее 90 млрд. кубических метров туркменского газа в год. Причем, в строительстве Прикаспийского газопровода, также как и в ремонтных работах на газопроводе «Средняя Азия – Центр» могут принять участие и европейские компании в качестве со-инвесторов, учитывая то, что значительная часть прокачиваемого газа будет поставляться в Европу. В любом случае стоимость российского транзита окажется меньшей, нежели строительство чрезвычайно дорогостоящих газопроводов в обход российской территории.

Кроме того, поставки туркменского газа в Европу возможны в рамках своп-операций: например, Туркменистан поставляет газ в Россию, а «Газпром», в свою очередь, поставляет эквивалентные объемы российского газа в Европу. 

Схема № 2: транзит через Иран и/или посредством своп-операций с Ираном

Данная схема, по своей сути, аналогична схеме №1, но является гораздо менее привлекательной. В первую очередь, это связано с высоким политическим риском, учитывая конфликтные отношения Ирана с Западом. Помимо этого, возможности транзита туркменского газа через Иран ограничены невысокой пропускной способностью газопроводов в иранском направлении (2 газопровода, общей пропускной способностью 20 млрд. кубических метров в год).  Тем более, что для кардинального увеличения объемов экспорта газа из Туркменистана в Иран потребуются масштабные инвестиции для создания в приграничных с Туркменистаном северных провинциях Ирана мощной газопроводной системы, которая сегодня отсутствует. Вышеуказанные инвестиции могут быть предоставлены только самим Ираном, так как у Туркменистана просто нет средств для столь масштабного проекта. А инвестиции европейских компаний в Иран затруднительны, учитывая то, что в отношении Тегерана действуют международные санкции, ограничивающие проектно-инвестиционную деятельность западных компаний и международных финансовых институтов в этой стране.

Однако Иран вряд ли захочет осуществлять масштабные инвестиции для туркменского транзита, так как сам вынашивает планы по кардинальному увеличению собственного газового экспорта в Европу и рассматривает Туркменистан в качестве потенциального конкурента на газовом рынке Евросоюза. Начиная с 2009 года, Иран уже поставляет газ в Швейцарию в объеме 4 млрд. кубических метров в год, а с 2013 года – планирует начать поставки сжиженного природного газа (СПГ). В долгосрочной перспективе Иран планирует осуществлять поставки газа в Европу в масштабах 15-20% от потребностей Евросоюза по газопроводу, проходящему через Иран, Ирак, Сирию, Ливан, и далее через Средиземное море в страны ЕС. В настоящее время по данному проекту ведутся переговоры, хотя трудно сказать, насколько он окажется реальным, учитывая рост политической напряженности между Западом и Ираном.

Схема №3: реализация проекта «Набукко»

Лоббируемый Евросоюзом с 2002 года проект «Набукко» первоначально предполагал обеспечение поставок газа в Европу из Ирана, Азербайджана, Туркменистана минуя территорию России. Проектная мощность газопровода — 26 млрд. кубических метров в год с последующим увеличением до 32 млрд. кубических метров. Поставки газа предполагалось осуществлять с ряда месторождений Ирана («Южный Парс»), Азербайджана («Шах-Дениз»), Туркменистана («Довлетабад», «Южный Иолотань»). Первоначально строительство данного газопровода планировалось начать в 2011 году, а завершить в 2014 году. При этом стоимость проекта оценивалась примерно в 7,9 млрд. евро (около 9,1 млрд. долларов).

Однако в мае 2011 срок начала строительства газопровода «Набукко» был перенесен на 2013 год, а срок введения в эксплуатацию – на 2017 год.  Причем стоимость проекта была пересмотрена в сторону повышения: с первоначальных 7,9 млрд. евро до 15 млрд. евро (около 18,6 млрд. долларов).

 В настоящее время проект «Набукко» пока остается «на бумаге», а перспективы его реализации неясны. Основным препятствием является чрезмерная дороговизна проекта, что в условиях обостряющегося финансово-экономического кризиса в Евросоюзе кардинально снижает вероятность его масштабного финансирования. К тому же, сегодня уже близок к завершению конкурирующий по отношению к «Набукко» проект (гораздо менее дорогостоящий) по доставке азербайджанского газа в Европу. Британская компания ВР прокладывает газопровод, длинной около 1300 километров и пропускной способностью до 10 млрд. кубических метров в год, который свяжет азербайджанское месторождение «Шах-Дениз» с западом Турции, откуда азербайджанский газ сможет транспортироваться в Австрию. Если же учесть то, что газовый экспорт в Европу помимо Азербайджана планирует также и Иран, то азербайджанский и иранский газ на первых порах (пока Европа находится в кризисе) смогут восполнить дефицит газа в Европе. Как представляется, туркменский газ будет востребован тогда, когда Европа преодолеет кризис и станет кардинально наращивать объемы потребления газа.

***

В целом, с позиций сегодняшнего дня наиболее реальной является перспектива поставок туркменского газа в Европу через территории Казахстана и России по схеме №1. Несмотря на то, что Евросоюз стремится к снижению зависимости от России в плане поставок газа, альтернативные схемы сопряжены с еще более высокими политическими и финансовыми рисками. Например, зависимость Евросоюза от Ирана в плане поставок газа по схеме №2 с политической точки зрения представляется для Евросоюза еще более неприемлемой, чем в случае с Россией. Тем более, что в отношении Ирана со стороны Запада до сих пор действуют и, более того, ужесточаются экономические санкции. 

В свою очередь, реализация схемы №3 (проект «Набукко») представляется малоперспективной, учитывая уже упомянутую дороговизну проекта и набирающий обороты финансово-экономический кризис в Еврозоне. К тому же, даже если проект «Набукко» получит адекватное финансирование (что в условиях острого кризиса маловероятно), то даже в этом случае для транспортировки туркменского газа по газопроводу «Набукко» необходимо строить Транскаспийский газопровод (по дну Каспия), что представляется нереальным в условиях нерешенности статуса акватории этого моря. Тем более, что Россия и Иран выступают категорически против строительства Транскаспийского газопровода.

В итоге, если Евросоюз действительно заинтересован в поставках туркменского газа, то он просто обречен на сотрудничество по данному вопросу с Россией, а также Казахстаном, Узбекистаном и Украиной, так как по территориям этих стран туркменский газ может поступать в Европу. Как представляется, заключение специального межгосударственного соглашения о транзите туркменского газа в Европу с участием ряда стран ЕС, России, Казахстана, Узбекистана и Украины будет наиболее эффективным решением вопроса экспорта туркменского газа на европейский рынок, нежели строительство дорогостоящих газопроводов в обход России.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-журналом «Время Востока» (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/.

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ