ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Нефтегазовое направление региональной экономической интеграции в системе «Россия – Центральная Азия»: основные проблемы Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭНЕРГЕТИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
05.08.2010 09:00

Как представляется, региональная экономическая интеграция на постсоветском пространстве и, в особенности в ее российско-центральноазиатском сегменте, является принципиально важным (возможно даже жизненно важным) и непреложным условием выживания и иннновационно-промышленного развития всех стран ее участниц в условиях:
- имевшего места системного разрыва традиционных экономических связей в результате распада СССР;
- слабости, сырьевой ориентации и низкой конкурентоспособности национальных экономик;
- продолжающейся дезинтеграции постсоветского пространства и его переформатирования в рамках навязываемых извне форматов, схем, алгоритмов и концептов;
- высоких вызовов и рисков глобализации, в том числе связанных с современным мировым финансово-экономическим кризисом.

В этой связи именно нефтегазовое направление могло бы стать локомотивным и магистральным, особенно с точки зрения его очевидно высокой политической поддержки, традиционно значительных масштабов, глубины и интенсивности сотрудничества России со странами Центральной Азии. Все это оправданно позволят говорить о необходимости максимально эффективного использования данного по сути ключевого, а, возможно, и последнего единственно реального направления для активизации региональных интеграционных процессов.

Однако, современный формат экономического присутствия России и российских компаний в нефтегазовой сфере стран Центральной Азии, а также в целом российско-центральноазиатского нефтегазового сотрудничества пока не предоставляет ожидаемых широких возможностей для интеграции по причине наличия целого ряда крайне сложных проблем, носящих политико-экономический характер. Среди этих проблем особо выделяется комплекс проблем связанных с ярко выраженной экспортно-сырьевой ориентацией нефтегазовых отраслей России и основных центральноазиатских экспортеров углеводородов – Казахстана и Туркменистана. Россия и Казахстан – два крупнейших на постсоветском пространстве производителя нефти и газового конденсата экспортируют свыше 70% от общего объема добычи этих стратегических ресурсов. В свою очередь, Туркменистан экспортирует на внешние рынки около 67% от общего объема добываемой в стране нефти и примерно 75% природного газа. Причем, вряд ли будет оправданным стремление России и отдельных стран Центральной Азии еще более увеличивать объемы экспорта сырья, войти в число крупнейших поставщиков углеводородов на мировом рынке и за счет этого повысить свою роль в глобальной экономике и, соответственно, мировой политике.

Во-первых, на фоне долгосрочных потребностей мировой экономики в нефти и газе, углеводородные запасы и экспортные возможности России и стран Центральной Азии относительно невелики. Согласно статистическим отчетам Бритиш Петролеум, нефтяные запасы России и стран Центральной Азии составляют порядка 5-5,5% от мировых, и даже при нынешнем уровне добычи их хватит примерно до 2020 года. Характерно, что те же страны ОПЕК располагают около 75% мировых запасов «черного золота» и при сохранении нынешнего уровня добычи обеспечены запасами более чем на 100 лет.

Примерно аналогичная картина наблюдается и с точки зрения газового потенциала. Россия, по имеющимся оценкам, располагает примерно 30% мировых запасов «голубого топлива». Теоретически, при современном уровне добычи природного газа в России (около 645 млрд. кубометров ежегодно) его запасов может хватить примерно на 50 лет. Однако необходимо учитывать тот факт, что российские экспортные возможности по природному газу ограничены из-за значительных внутренних потребностей. К тому же большая часть залежей российского газа расположена в труднодоступных районах, на шельфе Северно-Ледовитого океана, либо в малоосвоенных областях Сибири. С учетом вышеизложенного, доступных газовых месторождений в России при сохранении нынешнего уровня добычи может хватить примерно на 25 лет. В свою очередь, страны Центральной Азии (в основном Туркменистан и Узбекистан) располагают примерно 4-5% мировых запасов природного газа и при современном уровне добычи и внутреннего потребления обеспечены «голубым топливом» на 25-30 лет.

Для сравнения, экспортные возможности стран Среднего и Ближнего Востока по природному газу несопоставимо выше, чем у России и государств Центральной Азии. Иран и страны Ближнего Востока располагают примерно 20% и 35% мировых запасов газа соответственно. При современном уровне добычи обеспеченность «голубым топливом» составляет примерно 400 лет для Ирана и 260 лет – для государств Ближнего Востока. Более того, в отличие от той же России основные газовые месторождения Ирана и стран Ближнего Востока легкодоступны для разработки, а внутренние потребности данных государств в «голубом топливе» несопоставимо меньше, чем у России и стран Центральной Азии.
Учитывая все вышеизложенное, логично предположить, что углеводородные ресурсы России и стран Центральной Азии имеют стратегическое значение, прежде всего, для них самих и их естественных партнеров на постсоветском пространстве, нежели для мирового рынка.

Во-вторых, освоение углеводородных месторождений России и Центральной Азии в инвестиционном плане является менее привлекательным (относительно других регионов мира). Россия и страны региона находятся на периферии мировой «системы» добычи и транспортировки углеводородного сырья. Это связано с тем, что Россия и центральноазиатские государства расположены в таких географических и природно-климатических условиях, которые резко контрастируют с условиями, в которых находятся основные мировые производители и потребители углеводородов. Большинство стран – главных поставщиков углеводородов на мировой рынок расположены в тропической и субтропической климатической зоне, что во многом определяет дешевизну добычи и освоения месторождений. При этом основные мировые производители углеводородов расположены на побережье океанов. С учетом же того, что мировая торговля осуществляется в основном по морю, то это существенно облегчает задачу доставки нефти и газа в экономически наиболее развитые регионы мира (тоже, кстати, расположенные на побережье океанов).

На этом фоне, очевидно, что Россия и страны Центральной Азии находятся в гораздо более неблагоприятных природно-климатических и географических условиях, что ведет к существенному увеличению стоимости добычи и транспортировки углеводородов. Месторождения российских углеводородов расположены преимущественно во внутриконтинентальных и малоосвоенных районах Севера, в сильной удаленности от побережий теплых морей и, следовательно, от основных мировых торговых потоков. В свою очередь, месторождения центральноазиатских углеводородов, в отличие от российских, хотя и расположены южнее, в более теплой климатической зоне, однако это не дает странам региона существенных преимуществ перед Россией, так как они находятся в глубине материка и не имеют непосредственного выхода к морским коммуникациям. К тому же ситуация усугубляется фрагментацией регионального экономического пространства Центральной Азии, что еще более повышает транспортные издержки. Все эти факторы ведут к увеличению стоимости транспортировки углеводородного сырья из региона.

В-третьих, в топливно-энергетическом балансе России и государств Центральной Азии (а также других стран СНГ) углеводороды играют чрезвычайно важную роль – гораздо большую, чем для большинства стран мира. В государствах Запада и развивающихся странах «третьего мира» в отличие от России и Центральной Азии (и постсоветского пространства в целом) нефть и природный газ не играют ключевой роли в топливно-энергетическом балансе, а в основном направляются на промышленную переработку для выпуска продуктов органического синтеза, синтетических материалов. В России и государствах Центральной Азии (и других странах СНГ), напротив, доля углеводородов (в основном природный газ, а также мазут) занимают свыше 2/3 в топливно-энергетическом балансе, в особенности это касается сферы производства электроэнергии.

Все это является наследием бывшего СССР. Еще в середине 1960-ых годов советское руководство приняло решение о реализации программы модернизации энергетики страны. Предполагалось внедрять на тепловых электростанциях Советского Союза передовые, экологически чистые технологии сжигания угля, который в то время доминировал в топливно-энергетическом балансе страны. При этом на период модернизации энергетики было решено временно (примерно на 25 лет) заменить сжигаемый на электростанциях уголь природным газом. Однако, к моменту распада СССР был осуществлен только переход с угля на природный газ, а внедрить экологически чистые технологии сжигания угля не успели. Таким образом, нефть и газ принципиально важны для энергетики России и стран Центральной Азии.

Более того, углеводороды могли бы сыграть важную роль в инновационно-промышленном развитии России и Центральной Азии, однако, экспортно-сырьевая ориентация их нефтегазовых стратегий не позволяет этого. В частности, в настоящее время целый ряд отраслей химической промышленности России и государств региона – основных переработчиков нефти, газового конденсата и природного газа испытывает острую, но не удовлетворенную потребность в углеводородном сырье. Складывается на первый взгляд парадоксальная ситуация, когда в странах, обладающих значительными запасами углеводородов, большая часть предприятий нефтехимического синтеза (непосредственных потребителей углеводородов), а также предприятий следующего технологического звена (производителей синтетических материалов) фактически простаивает, либо имеет несущественную загрузку. Это, в свою очередь, крайне негативно сказывается на функционировании всех остальных перерабатывающих отраслей промышленности. Без применения синтетических материалов (пластмасс, лаков, клеев, полимерных композиционных материалов, искусственных волокон и т.п.) невозможен выпуск продукции на предприятиях машиностроения, авиастроения, а также текстильной и легкой промышленности.

* * *
Во многом из-за изложенного выше комплекса проблем, нынешний характер проектно-инвестиционной активности России и российских компаний в Центральной Азии позитивно не влияет на процессы региональной экономической интеграции. Крайне неустойчивыми представляются и сами будущие позиции России и российских компаний в нефтегазовых отраслях стран Центральной Азии. Более того, эти позиции будут продолжать оставаться уязвимыми и по причине наличия ряда других проблем, в том числе носящих в целом исследовательский/аналитический характер.

В частности, в открытых исследованиях, публикуемой аналитической, научной и иной литературе в целом крайне редка глубокая, системная и междисциплинарная проработка и даже простое подробное описание основных вопросов, связанных с многосторонним и двусторонним сотрудничеством в нефтегазовой сфере в формате «Россия – Центральная Азия». Публикуемые исследования по теме в основном касаются конкретных нефтегазовых проектов или в лучшем случае описания двусторонних отношений в нефтегазовой сфере, но практически не затрагивают всей полноты вопросов отношений России с пятью странами Центральной Азии, а если затрагивают, то, как правило, крайне поверхностно. Тем более, что глубоких и концептуальных работ по вопросам интеграции в нефтегазовой сфере практически нет. Поэтому большинство подходов к теме исследования можно охарактеризовать как несистемные, поверхностные, эпизодичные, неполные, в лучшем случае – узко-дисциплинарные, ангажирующие или национальные интересы или узко-корпоративные интересы.

В итоге, получается, что даже по такому магистральному и локомотивному направлению интеграции как нефтегазовое основные политические/управленческие решения принимаются или на основании узко-корпоративных интересов и неких закрытых аналитических наработок (скорее всего ангажирующих эти же самые узко-корпоративные интересы) или на основании разрозненных и не полных данных, не соответствующих основным критериям информации. Очевидно, что такие решения по определению не могут быть стратегическими и долгосрочными, системными, предметно адресующими ключевые проблемы, а поэтому, скорее всего, и не могут позволить задействовать имеющийся высокий потенциал нефтегазового сотрудничества в целях интеграции.

Как представляется, именно крайняя слабость информационно-аналитического и тем более аналитико-прогнозного обеспечения и сопровождения принимаемых решений по ключевым вопросам интеграции в нефтегазовой сфере и является той первоочередной проблемой, с решения которой и следует начинать решение других проблем российско-центральноазиатского взаимодействия и интеграции на постсоветском пространстве в целом.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ