ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Повышение эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии возможно только в стратегическом союзе с Россией. Часть 2. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
05.04.2011 07:41

Проекты в рамках направления «Развитие агропромышленного комплекса»

Огромные возможности в плане многостороннего экономического сотрудничества Российской Федерации (РФ)  и стран Центральной Азии (ЦА) заложены в агропромышленном комплексе. Сегодня Россия заинтересована в трудовых ресурсах для освоения новых и восстановления заброшенных пахотных земель, особенно на востоке страны (в Сибири и на Дальнем Востоке). В свою очередь, страны ЦА заинтересованы в трудоустройстве избыточной рабочей силы, уменьшении демографической нагрузки на экономику, а также в российских инвестициях в свои агропромышленные комплексы.

В этой связи представляется перспективным создание агропромышленных холдингов в Центральной Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке (с масштабным привлечением избыточных трудовых ресурсов из стран региона). Данные холдинги могли бы осуществлять выращивание в промышленных масштабах различных видов продовольственных и технических культур, а также их глубокую переработку на местах. Помимо стимулирования интеграционных процессов, это могло бы обеспечить продовольственную безопасность, резко увеличить объемы и расширить ассортимент продовольственных товаров, снизив при этом зависимость от импорта продовольствия.

С одной стороны, климат стран Центральной Азии позволяет выращивать в промышленных масштабах те культуры, которые в российских условиях выращивать невозможно или нерентабельно. С другой стороны, привлечение центральноазиатских трудовых ресурсов на огромные площади Сибири и Дальнего Востока позволит нарастить объемы производства продовольствия в самой РФ и одновременно решить достаточно острую проблему скрытой безработицы в государствах региона.

Все это также будет способствовать формированию общего рынка, а готовая продукция совместных агропромышленных холдингов будет пользоваться широким спросом на внутренних и внешних рынках. Очевидно, что совместные проекты в рамках развития агропромышленного комплекса будут сопровождаться и масштабными работами по строительству современного сельского жилья, инфраструктуры, производства стройматериалов и т.п., что повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест в смежных отраслях промышленности.

Проекты в рамках направления «Кооперация в гидроэнергетике»

Данное направление могло бы способствовать наращиванию объемов производства экологически чистой электроэнергии, а главное – способствовать восстановлению общей системы электроснабжения России и Центральной Азии, существовавшей в советское время. Единая система электроснабжения – важное условие для восстановления технологических связей между промышленными комплексами. В принципе единая система электроснабжения северных областей Казахстана и приграничных областей России уже восстановлена, но крайне желательно расширить данную систему на весь регион. Это позволило бы экономить дорогостоящие невозобновляемые ресурсы (углеводороды) и значительно повысить свою энергетическую безопасность, снизить вероятность конфликта энергетических интересов, стимулировать экономический рост в целом.

Теоретически, в рамках сотрудничества в гидроэнергетике было бы перспективным именно совместное (!) освоение гидроэнергетических энергоресурсов Таджикистана и Кыргызстана. Данные страны обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом, который даже в советское время использовался менее чем на 10%. Так гидроэнергетический потенциал Кыргызстана составляет порядка 142,5 млрд. киловатт-часов в год, а реальное производство электроэнергии – около 10 млрд. киловатт-часов. В свою очередь, гидроэнергетический потенциал Таджикистана составляет 527 млрд. киловатт-часов в год, в то время как реальное производство электроэнергии – 16 млрд. киловатт-часов в год. Тем не менее, на практике главным препятствием является проводимая данными странами политика, которая ведет к их неминуемой дестабилизации со всеми вытекающими отсюда последствиями для региональной интеграции.

Помимо вышеизложенных направлений, перспективными могли бы стать следующие:

- текстильная и легкая промышленность, учитывая то, что около 90% текстильного сырья в бывшем СССР производилось в Центральной Азии. Центральноазиатский регион (в особенности, Узбекистан) всегда был и потенциально остается стратегической базой текстильной промышленности России. Очевидно, что климатические условия не позволят России создать собственную сырьевую базу текстильной индустрии, аналогичную той, что была в советские времена. Кстати и в досоветский период российская текстильная промышленность подобной базы не имела, а функционировала в основном на американском и центральноазиатском хлопке. И в перспективе у России вряд ли будет возможность осуществлять массированные закупки хлопко-волокна в странах «дальнего зарубежья», так как практически все крупные хлопкосеющие страны уже не продают, а полностью перерабатывают выращенный хлопок (Китай, Индия, Турция, Пакистан и др.). А хлопок США, Африки и Австралии находится под контролем ТНК, которые его также не продают, а сами перерабатывают. Следовательно, у России должна быть прямая заинтересованность в тесной интеграции с государствами Центральной Азии в целях возрождения совместными усилиями текстильной промышленности.

- ряд машиностроительных производств, преимущественно сельскохозяйственное, текстильное машиностроение, а также авиастроение и электроника, учитывая то, что в странах ЦА есть соответствующие производственные мощности и инфраструктура;

- цветная металлургия, учитывая то, что основные запасы цветных металлов СНГ, имеющих важнейшее промышленное значение, залегают в Центральной Азии, включая и те, которых в России практически нет, например, хром, марганец и некоторые другие.

- атомная энергетика, учитывая то, чтопочти все залежи урановых руд СНГ, потенциально рентабельных для промышленного освоения, находятся в Казахстане и Узбекистане. В принципе, процесс российско-казахстанской кооперации по восстановлению технологической цепочки производства ядерного топлива уже начался, но желательно включение в данный процесс Узбекистана.

* * *

В целом, интенсификация многостороннего и разнопланового экономического сотрудничества между РФ и ЦА, ориентированного на инновационно-промышленное развитие, даст существенный экономический эффект. Более того, учитывая, что все эти страны (за исключением Кыргызстана) не являются членами Всемирной торговой организации, то их совместным отраслевым холдингам на период их становления может быть легко обеспечена защита от конкуренции с продукцией, производимой на мировом рынке посредством различного рода преференций (льготное налогообложение, таможенная защита и т.п.).

В результате все это привело бы к формированию и кардинальному усилению регионального экономического блока между РФ и ЦА, что создало бы условия для становления общего рынка и единой валюты, заложило бы основу для последующего выстраивания взаимовыгодных отношений с другими партнерами. Поэтому только тогда, когда совместные отраслевые холдинги окрепнут и обретут конкурентоспособность на мировом рынке, можно будет ставить вопрос об ослаблении (но не о снятии!) протекционистских мер защиты.

Как представляется, сегодня у РФ, стран ЦА, других постсоветских государств нет разумной альтернативы восстановлению единого экономического пространства. Только этот путь позволит им с максимальной эффективностью использовать свои природные ресурсы в интересах поступательного развития своих экономик, стать единым и одним из влиятельных центров силы в продолжающем формироваться новом мировом порядке.

Если всего этого не произойдет, то РФ и странам ЦА не кого будет винить, кроме самих себя в том, что основные сценарии и перспективы их будущего развития скорее всего будут крайне негативными.

Во-первых, наиболее вероятно, что природные (и иные) ресурсы ЦА и РФ, так и не задействованные ими для целей своего же комплексного экономического развития и, соответственно, обеспечения долгосрочной социальной стабильности и безопасности, со временем будут «поглощены» другими более грамотными глобальными игроками. В принципе это уже постепенно происходит.

Во-вторых, возможно и то, что если РФ и в дальнейшем будет игнорировать принципиальные условия своего развития и, по-прежнему, не будет извлекать уроки из своей истории, то к власти в этой стране рано или поздно (возможно даже революционным путем) придут совсем другие политические силы, скорее всего радикального толка. И очевидно, что в отличие от прежних элит эти силы будут готовы к более решительным – даже революционным действиям по переформатированию Евразии. Такое уже было в российской и центральноазиатской истории ХХ века. Сейчас этот сценарий может показаться утопией, но кто точно знает, что произойдет с РФ даже в ближайшие несколько лет?

В-третьих, как бы там ни было, но и для самой Центральной Азии скоро уже не останется «ни времени, ни пространства, ни сил» для продолжения своей многовекторной политики – этого многосложного геополитического и геоэкономического маневра между Россией и другими основными глобальными игроками. Иначе страны ЦА могут быть просто «разорваны» (даже на национальном уровне) на сферы и сектора внешнего влияния. Поэтому уже в ближайшее время Центральной Азии все же придется определяться на предмет того, с кем строить совместное будущие (или, по крайней мере, магистральный вектор развития): с Россией или с другими игроками? А если с Россией, то с какой именно?

Источникhttp://www.journal-neo.com/ru

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ