ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Повышение эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии возможно только в стратегическом союзе с Россией. Часть 1. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Строков   
03.04.2011 11:00

Несмотря на сохраняющийся комплекс сложных проблем, связанных прежде всего с устойчивой тенденцией роста сырьевой ориентации ряда стран Центральной Азии (ЦА), у государств центральноазиатского региона все же есть достаточно широкие возможности по кардинальному повышению эффективности использования природных ресурсов в интересах друг друга. Однако, как представляется, главным и непреложным условием этого является форсирование процесса экономической ре-интеграции в системе «Россия – Центральная Азия». Очевидно, что в пределах постсоветского пространства только Российская Федерация, учитывая масштабы ее геоэкономического и геополитического потенциала, способна взять на себя роль локомотива региональной экономической интеграции, и, что не менее важно –  защиты и обороны совместных интеграционных проектов.

Однако для этого России необходимо отказаться от стереотипа восприятия остальных постсоветских стран как «убыточных» и «дотационных» и осознать, что при грамотной экономической политике те же страны ЦА способны стать объектами наиболее эффективного приложения российского капитала и сыграть принципиально важную роль в возрождении экономической мощи России и постсоветского пространства в целом. Причем необходимо четкое понимание того, что процесс экономической интеграции на постсоветском пространстве, в том числе в системе «РФ – ЦА» следует сделать управляемым на межгосударственном уровне. Для этого нужен системный и комплексный подход, предполагающий наличие высокой политической воли всех государств – участников процесса, готовности считаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод от создания прочного и взаимовыгодного экономического союза.

В рамках вышеуказанного подхода предлагается следующий комплекс взаимосвязанных друг с другом рекомендаций:

- рекомендация №1: разработка долгосрочной Программы экономического сотрудничества;

- рекомендация №2: аналитическое обеспечение/сопровождение Программы экономического сотрудничества;

- рекомендация №3: реализация локомотивных проектов в рамках Программы экономического сотрудничества.

 

Рекомендация №1: разработка долгосрочной Программы экономического сотрудничества

Разработка данной Программы продиктована необходимостью создания более прочного фундамента для развития полноценного экономического сотрудничества (а не деформированного как сейчас с упором на добычу и вывоз углеводородов и др. ресурсов) между РФ и странами ЦА, что в перспективе должно привести к формированию более эффективного, нежели бывший СССР Евразийского экономического блока. Залогом этого является более чем 100-летний опыт России и ЦА совместного развития в рамках единых государственных систем (Российской империи и затем СССР) и более того – взаимная дополняемость национальных экономик.

С одной стороны, Программа должна предусматривать в качестве главной цели создание эффективных механизмов межгосударственного взаимодействия, которые могли бы обеспечить взаимовыгодный обмен всеми возможными национальными ресурсами (политическими, экономическими и другими) для скорейшего формирования эффективной системы управления межгосударственными экономическими отношениями на многостороннем уровне.

С другой стороны, Программа должна быть нацелена на стимулирование взаимовыгодного экономического (в первую очередь инновационно-промышленного) межгосударственного взаимодействия, которое обеспечивало бы эффективную модернизацию и рост национальных экономик всех стран-участниц процесса интеграции.

 

Рекомендация №2: аналитическое обеспечение/сопровождение Программы экономического сотрудничества

Необходимо регулярное (а не как сейчас – эпизодичное) проведение крупных междисциплинарных научно-прикладных и аналитических исследований по вопросам межгосударственного экономического сотрудничества. Важно привлекать к данным исследованиям ведущих ученых-экономистов и системных аналитиков РФ и стран ЦА, высококвалифицированных менеджеров крупных государственных корпораций, в целом задействовать кадровый потенциал министерств и ведомств, имеющих непосредственное отношение к экономической сфере.

Главное направление вышеуказанных исследований – выбор локомотивных экономических проектов, в которых важным принципом их поиска и реализации должно стать подчинение краткосрочных целей и задач экономического сотрудничества долгосрочным, стратегическим целям формирования действенного экономического блока – как в экономической сфере, так и в целом.

Организацию исследований, их финансовую поддержку, техническое, кадровое и иное обеспечение можно осуществлять в рамках уже подписанных межгосударственных документов (например, между странами-членами ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС). Общую координацию (не путать с руководством) исследований следует возложить на представителей аппаратов администраций президентов стран или правительств.

Результаты исследований предполагается использовать высшим политическим руководством РФ и стран ЦА для выработки комплексов мер по стимулированию экономической интеграции. Прежде всего, речь идет о постановке конкретных задач перед ведущими госструктурами данных государств со стороны национальных правительств.

 

Рекомендация №3: реализация локомотивных проектов в рамках Программы экономического сотрудничества

На основании общих концепций, целей, задач и принципов реализации долгосрочной Программы экономического сотрудничества представляется целесообразным поиск конкретных локомотивных проектов. На начальном этапе в качестве ключевых направлений предлагается рассмотреть следующие:

- глубокая переработка углеводородного сырья;

- развитие агропромышленного комплекса;

- развитие гидроэнергетического комплекса.

Проекты в рамках направления «Глубокая переработка углеводородного сырья»

Приоритетность данного направления обусловлена необходимостью развития химической отрасли, нефтегазовых отраслей ТЭК (как поставщиков сырья для химической отрасли) и многих других отраслей экономик РФ и стран ЦА, являющихся потребителями продукции химической отрасли. Тем более, сегодня уже есть все необходимые условия для реализации проектов в данном направлении, учитывая наличие хорошо развитой правовой базы и достаточно тесного сотрудничества между нефтегазовыми компаниями. Сегодня данное сотрудничество ориентировано главным образом на добычу и экспорт углеводородов, а его целесообразно переориентировать преимущественно на глубокую переработку данных ресурсов.

Предлагается создать сеть совместных предприятий (СП), нацеленных на глубокую переработку углеводородного сырья на территории стран ЦА и РФ с последующей реализацией готовой продукции на внутренних и внешних рынках. Причем, наряду с использованием уже существующих производственных мощностей, предлагается рассмотреть вопрос о совместном строительстве новых предприятий вблизи углеводородных месторождений, чтобы избежать высоких затрат на транспортировку. Например, ту же центральноазиатскую нефть, содержащую высокую долю тяжелых фракций (а в Центральной Азии большинство месторождений дают именно такую нефть), экономически более целесообразно не экспортировать, а перерабатывать на месте с применением крекинг-процессов. В частности, путем крекинг-процессов из мазута эффективнее получать высокооктановый бензин, авиационный керосин, другие виды топлива.

Одновременно с этим следует развивать и глубокую переработку газа путем создания сети газохимических производств вблизи газовых месторождений.

При этом необходимо всемерно поощрять национальные нефтегазовые компании увеличивать объемы и степень переработки углеводородов внутри системы «РФ-ЦА», наращивать выпуск продукции с высокой нормой добавочной стоимости и одновременно уменьшать объемы экспорта углеводородного сырья на внешние рынки.

Для этого целесообразно давать экономические преференции компаниям, занимающимися глубокой переработкой углеводородов (снижение налогов, арендных платежей, отсрочки по тем или иным видам налоговых выплат и т.п.), и одновременно повышать экспортные пошлины на углеводородное сырье.

Глубокая переработка углеводородного сырья могла бы дать мощный импульс к развитию реальной экономической интеграции на постсоветском пространстве. Представляется, что развитие глубокой переработки углеводородов станет взаимовыгодной для РФ и всех стран ЦА. Это будет означать подъем химической и целого ряда других отраслей промышленности, в целом преодоление экспортно-сырьевой ориентации экономик РФ и стран ЦА, а также начало процесса формирования общего энергетического рынка и создание новых рабочих мест, проникновение на внешние рынки с продукцией высокой степени передела.

Источникhttp://www.journal-neo.com/ru

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ