ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Экономические отношения между Россией и Центральной Азией: основные проблемы Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - ЭКОНОМИКА
Автор: В.Парамонов, А.Стороков   
24.10.2010 09:00

С момента распада СССР в российско-центральноазиатских экономических отношениях существует крайне сложный комплекс проблем, обуславливающий наличие общих для России и стран Центральной Азии угроз безопасности. Среди основных проблем можно выделить следующие:

- низкая конкурентоспособность экономик стран Центральной Азии и России;

- слабость промышленной кооперации;

- слабость транспортно-коммуникационного сотрудничества.

Эти проблемы с особой отчетливостью проявилось именно после распада СССР и в значительной степени связаны с факторами структурно-экономического и экономико-географического характера.

Проблема № 1: низкая конкурентоспособность экономик
во многом определяется тем, что еще в советское время государства региона были ориентированы в большей степени на удовлетворение потребностей других советских республик (в основном России) в сырьевых ресурсах и в меньшей – на выпуск готовой продукции. Значительная часть (по различным оценкам, свыше 50%) готовой продукции поставлялась в регион из других республик бывшего СССР, в первую очередь, РСФСР.

На этом фоне сами промышленные предприятия стран ЦА в результате сложившегося в советское время межреспубликанского разделения труда (и, соответственно, территориального размещения производственных мощностей и производительных сил) были и остаются в сильной взаимозависимости (структурной и технологической).

В результате связи между экономическими субъектами стран региона во многих случаях были безальтернативны и замкнуты друг на друга и РФ, а также на предприятия ряда других стран СНГ. Это особенно важно для таких производств как машиностроение, авиастроение, электроника и т.п. Их эффективное функционирование сейчас невозможно без комплектующих, большинство из которых ранее традиционно поставлялось из других советских республик, преимущественно из России. При этом транспортная сеть и топливно-энергетический комплекс стран ЦА изначально не имели национальных рамок и создавались как региональные, а в ряде случаев – как общесоюзные.

В условиях дезинтеграции единого экономического пространства, страны ЦА так и не смогли создать самодостаточных, сбалансированных и конкурентоспособных экономических систем и наладить новые связи, которые способствовали бы интенсивному развитию именно перерабатывающих отраслей промышленности.

Более того, все это отягощается географической изолированностью региона, не имеющего выхода к морским портам. По отдельным экспертным оценкам, стоимость транспортировки товаров из географически замкнутых стран более чем на 50% выше стоимости транспортировки товаров из приморских государств. Очевидно, что это негативно сказывается на способности стран Центральной Азии выходить на мировые рынки именно с промышленной продукцией (с высокой нормой добавочной стоимости).

В свою очередь, низкая конкурентоспособность российской экономики в определенной степени обусловлена теми же структурно-экономическими факторами, что и в случае стран ЦА. Однако, экономика России по своим размерам является несопоставимо большей, чем экономика любой из центральноазиатских стран. В отличие от них значительная часть экономических объектов РФ была и осталась замкнутой на внутренние связи. Поэтому Россия в несколько меньшей степени, чем страны региона, пострадала от распада СССР.

Одновременно с этим на порядок более существенным фактором, предопределяющим низкую конкурентоспособность экономики России, является то, что промышленные центры РФ расположены в крайне неблагоприятной экономико-географической зоне (чрезвычайно суровые климатические условия, огромная протяженность сухопутных расстояний между промышленными объектами, ограниченность доступа к морским торговым коммуникациям). Это усугубляется отсутствием передовых энергосберегающих технологий на большинстве российских предприятий. Все изложенное обуславливает достаточно высокие энергетические, материальные и финансовые затраты на организацию какой-либо производственной деятельности на территории РФ.

В итоге, в условиях отсутствия более тесной межгосударственной координации экономической деятельности, перерабатывающие отрасли промышленности стран центральноазиатского региона и России не в состоянии функционировать эффективно. Поэтому дальнейшая консервация сырьевой ориентации экономик РФ и стран ЦА в основном обусловлена отсутствием решительных и скоординированных действий всех вышеуказанных государств в плане повышения эффективности своих экономик за счет интенсификации экономического взаимодействия.

Отражением этого являются проблемы второго плана: наблюдаемая слабость промышленной и транспортно-коммуникационной кооперации между Россией и центральноазиатским регионом.

Проблема № 2: слабость промышленной кооперации
– результат недооценки, а, возможно, и недопонимания Россией и странами региона важности, высокой взаимной выгодности возобновления структурно-технологической кооперации именно в высокотехнологичных отраслях. Это ведет к дальнейшему закреплению за вышеуказанными странами сырьевой ориентации, что объективно идет в разрез с их долгосрочными целями по комплексному экономическому развитию.

Например, Россия в вопросах экономического сотрудничества с государствами Центральной Азии делает основной акцент на добычу и транспортировку на мировые рынки энергоносителей – нефти (если речь идет о Казахстане) и природного газа (если речь идет о Туркменистане и Узбекистане). В свою очередь, планы экономического сотрудничества России с Кыргызстаном и Таджикистаном касаются в основном использования огромного гидроэнергетического потенциала этих стран для экспорта электроэнергии.

Проблема № 3: слабость транспортно-коммуникационного сотрудничества
является отражением того, что центральноазиатский регион находится в географическом отдалении от основных внешнеторговых потоков России, которые замкнуты преимущественно на Европу (в западном направлении) и Китай/Азиатско-Тихоокеанский регион (в восточном направлении). Поэтому ЦА для РФ представляет своего рода транспортный тупик, через который практически невозможно осуществлять транзит грузов.

Огромные объемы грузовых перевозок, существовавшие между Россией (РСФСР) и республиками Центральной Азии в советские времена, определялись интенсивным функционированием промышленных предприятий в рамках межреспубликанского разделения труда. В настоящее время ввиду того, что большинство промышленных предприятий фактически простаивают, объемы грузовых перевозок между ними находятся на крайне низком уровне.

Поэтому, если страны Центральной Азии в настоящее время используют российские транспортные коммуникации (в основном, железные дороги и трубопроводы) для своего экспорта и импорта, то Россия в транспортных услугах центральноазиатских стран в условиях нынешней структуры внешней торговли России (в основном, экспорт минерального сырья и энергоносителей на мировой рынок) практически не нуждается.

* * *
В итоге, консервации низкого уровня экономического сотрудничества России и стран Центральной Азии во многом способствует сохраняющаяся до настоящего времени фрагментация постсоветского экономического пространства. Особенно ярко это выражается в наличии многочисленных торговых барьеров между Россией и странами Центральной Азии. Причем наиболее негативно это влияет на экономические связи России с теми центральноазиатскими странами, которые не имеют общей границы с Россией (а это все страны региона кроме Казахстана). Именно это в значительной степени определяет факт высокой доли российско-казахстанской торговли (в различные годы от 60 до 80%) в суммарном объеме торгового оборота России со всеми странами региона.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ