ШОС как механизм реального взаимодействия России с государствами Центральной Азии в сфере безопасности? Часть 3. Печать
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
31.08.2010 09:00

Как представляется, перспективы развития сотрудничества России и центральноазиатских государств-членов ШОС в сфере безопасности именно в рамках данной Организации пока представляются не ясными в силу ряда принципиально важных обстоятельств.

Во-первых, неоднозначен подход всех участников ШОС, в том числе России, к усилению военной составляющей Организации.

Во-вторых, членство в ШОС так и не стало препятствием на пути развития военного сотрудничества РФ и государств региона с США и НАТО. Подобная позиция, по всей видимости, обусловлена желанием России и центральноазиатских стран-членов ШОС, балансируя между интересами более крупных стран иметь более широкий простор для дипломатического маневра при реализации своих национальных интересов.

В-третьих, все центральноазиатские государства-члены ШОС одновременно входят в состав ОДКБ, что создает некоторое дублирование механизмов взаимодействия с Россией в сфере безопасности. При этом, решение конкретных проблем в рамках ОДКБ без участия Китая, то есть в более локальном, «постсоветском формате», где есть определенный уровень доверительности представляется все же где-то более продуктивным и перспективным.

В-четвертых, как представляется, лидирующие позиции в ШОС все же уже принадлежат Китаю, а не России. Кроме того, Китай, делая акцент на торгово-экономическую составляющую взаимодействия, пока сопротивляется любой идее формирования на базе Организации некоего военного мегаблока. Тем более, что сам вопрос военного сотрудничества в рамках ШОС пока не имеет концептуально устойчивой базы.

В итоге, очевидно, что сотрудничество РФ с государствами ЦА в рамках ШОС в сфере безопасности пока не столь продуктивно, в значительной степени наполнено политико-пропагандистской риторикой и мероприятиями, за которыми скрывается расчет каждого из участников Организации для отстаивания своих национальных интересов. В этой связи ШОС, как достаточно молодой организации еще предстоит пройти проверку временем. А для России, заинтересованной в развитии сотрудничества с государствами Центральной Азии, в том числе и в сфере безопасности, крайне важна задача поиска новых, нестандартных решений и ассиметричных ответов на существующие угрозы безопасности, так как противодействовать им традиционными (в том числе военными) способами становится все труднее (а в ряде случаев – уже невозможно).

В этом плане особого внимания заслуживает идея усиления именно аналитической и аналитико-прогнозной, а вовсе не пропагандистской составляющих взаимодействия РФ и ЦА в сфере безопасности, в том числе в рамках ШОС. При этом, в современных условиях важное значение приобретает также необходимость интенсификации взаимодействия между антитеррористическими структурами ШОС, ОДКБ и Антитеррористическим центром СНГ с целью расширения обмена оперативной и аналитической информацией для обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии коллективными усилиями.

 

Похожие материалы: