Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии). Часть 3. Печать
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов   
26.02.2011 12:00

Взаимодействие специальных служб и правоохранительных органов
В целях координации усилий органов безопасности и специальных служб решением Совета глав государств СНГ от 28 марта 1997 года был создан Совет руководителей органов безопасности (СРОБ) СНГ. Кроме того, в июне 1999 года Советом глав государств был также подписан Договор «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом». Указанный документ явился правовой основой для осуществления взаимодействия силовых структур стран СНГ в вопросах выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма.

Практическим воплощением достигнутых договоренностей по объединению усилий государств Содружества в борьбе с международным терроризмом стало создание в 2000 году Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ, основными задачами которого были определены следующие:
- выработка предложений о направлениях сотрудничества в борьбе с международным терроризмом;
- обеспечение координации взаимодействия специальных и правоохранительных органов;
- участие в подготовке и проведении антитеррористических учений;
- взаимодействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- формирование специализированного банка данных.

АТЦ СНГ стал осуществлять свою деятельность с использованием возможностей специальных антитеррористических подразделений правоохранительных структур и органов безопасности государств Содружества. С учетом складывающейся в Центральной Азии обстановки и выявленными тенденциями направленности действий лидеров «террористического интернационала» первоочередное внимание Центра было уделено положению именно в центральноазиатском регионе. Исходя из этого, в августе 2001 года в г.Бишкеке (Кыргызстан) было создано и в настоящее время продолжает функционировать отделение АТЦ СНГ по Центральной Азии, которое укомплектовано сотрудниками спецслужб России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Отделением совместно со специальными службами указанных стран ведется постоянный мониторинг оперативной обстановки в центральноазиатском регионе в плане противодействия международному терроризму.

Механизм совместных действий при нейтрализации террористических угроз в АТЦ СНГ проходит регулярную обкатку в ходе совместных учений. Основными целями всех этих учений является повышение готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур государств-участников СНГ к быстрому и адекватному реагированию на угрозы террористического характера, а также практическая отработка алгоритмов взаимодействия участников совместных антитеррористических мероприятий.

Деятельность АТЦ СНГ осуществляется под эгидой Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ и в тесном взаимодействии с Советами министров обороны, внутренних дел, командующих пограничными войсками, Координационным советом генеральных прокуроров. Решения по принципиальным вопросам принимаются исключительно Советом глав государств Содружества. Особую позицию по отношению к АТЦ СНГ занимает Узбекистан. Хотя узбекские представители периодически принимают участие (на уровне наблюдателей) в проводимых АТЦ учениях, в то же время, они не участвует в работе оперативной группы Центра в г.Бишкеке и не финансирует его деятельность.

*  * *
В целом необходимо признать, что, несмотря на специфичность и малую афишируемость вопросов взаимодействия специальных служб и правоохранительных органов, именно это направление сотрудничества в настоящее время оставляет желать лучшего, так как практически не задействуется в целях укрепления политического доверия, формирования и защиты общих экономических интересов. Представляется, что в отсутствии той же атмосферы доверия нельзя будет говорить ни о каких значительных успехах, а тем более прорывах как в многосторонних, так и двусторонних отношениях между Россией и странами Центральной Азии. Поэтому с решения данной проблемы, возможно, и следует начинать реанимацию СНГ, где сотрудничество специальных служб и правоохранительных органов должно стать локомотивом, а не тормозом в интенсификации интеграционных процессов в сферах политики, экономики и, конечно, безопасности.

Военно-экономическое сотрудничество
С самого начала образования СНГ предпринимались попытки организовать многостороннее взаимодействие по сохранению производственных связей между промышленными предприятиями бывшего военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР. Для этого в 1993 году в качестве рабочего органа Совета глав правительств Содружества, была создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) СНГ. На нее возлагались задачи по совершенствованию вопросов специализации и кооперации в разработке и производстве продукции военного назначения, содействию в создании совместных интегрированных структур и сохранении мобилизационных мощностей, решении вопросов передачи технологий из оборонного комплекса в гражданский сектор экономики.

Однако это направление многостороннего сотрудничества не имело дальнейшего развития, тем более, что в деятельности МКВЭС реально принимали участие лишь шесть государств: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В 2004 году Россия выступила за упразднение действовавшей в рамках СНГ Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству и предложила, чтобы работа органа с подобными функциями была организована в рамках ОДКБ.

* * *
Как представляется, хотя передача функций МКВЭС из СНГ в ОДКБ и является в какой-то степени закономерным шагом, тем не менее, не должно лишать Содружество возможности использования огромного потенциала военно-экономических связей для налаживания более устойчивых отношений в сферах экономики и безопасности, на стыке которых и находятся вопросы военно-экономического взаимодействия. Данная уникальность военно-экономического направления сотрудничества предопределяет тот очевидный факт, что его полноценное развитие, в том числе наполнение практическим содержанием возможно именно на базе многопрофильного интеграционного института каким на постсоветском пространстве является только лишь СНГ.

Выводы
Вне выработки комплексной стратегии сотрудничества в рамках СНГ в сферах политики, экономики и безопасности,  с достаточно высокой степенью вероятности можно прогнозировать дальнейшее снижение роли и значения  наднациональных структур, типа Совета министров обороны СНГ и ему подобных. Не  столь скорым может оказаться процесс снижения роли и значения отделения АТЦ СНГ по Центральной Азии, а также ОС ПВО СНГ, которые, несмотря на все сложности и противоречия в рамках Содружества, пока продолжают демонстрировать некое единство в подходах к сотрудничеству. Тем не менее, даже понимание важности и специфичности этих направлений взаимодействия не может замедлить разновекторный дрейф постсоветских республик и, соответственно, процесс снижения роли и значения для них СНГ.

Поэтому, скорее всего, основное внимание в развитии многостороннего формата сотрудничества России с центральноазиатскими государствами по-прежнему будет сфокусировано именно на региональных организациях – ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, а взаимодействие в рамках Содружества сохранится лишь в плоскости политических консультаций. Другой вопрос: а смогут ли ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС самостоятельно и вне координации усилий постсоветских стран эффективно решать тесно связанные друг с другом вопросы развития и безопасности в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом?
В этой связи у СНГ существует шанс на начальном этапе, по крайней мере, зарезервировать за собой функцию координации политических усилий постсоветских стран в других интеграционных образованиях, а на последующих этапах – приобрести и другие важные функции, которые будут способствовать повышению роли и значения Содружества как многопрофильного интеграционного института, призванного отстаивать интересы постсоветского пространства. Однако, эти рекомендации могут остаться только лишь благими пожеланиями вне кардинального повышения внимания в рамках СНГ к вопросам аналитического сопровождения политических усилий:
- существенной финансовой и политической поддержки информационно-аналитической и аналитико-прогнозной работы по вопросам интеграции на постсоветском пространстве, а также налаживания устойчивых схем обмена аналитической информацией между странами-членами СНГ;
- организации крупных межгосударственных и междисциплинарных аналитических проектов и на их основе – постоянно действующих площадок для обмена мнениями ведущих экспертов, аналитиков и ученых;
- создания во всех странах СНГ аналитических структур, специализирующихся именно на вопросах интеграции на постсоветском пространстве, и объединения их под эгидой Совета глав государств Содружества.

Как представляется именно с этих конкретных шагов и следует начинать очередной этап в развитии СНГ. Другого пути у Содружества нет, если конечно оно не хочет быть статистом умирания интеграции на постсоветском пространстве ...  

Примечание: в статье использованы отдельные наработки, сделанные ранее совместно с О.Столповским.

Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru

 

 

Похожие материалы: