Погранично-территориальные проблемы в китайско-центральноазиатских отношениях: решены окончательно и бесповоротно? Часть 1. Печать
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
07.08.2010 09:00

Распад Советского Союза и появление в Центральной Азии (ЦА) новых независимых государств создали совершенно новую геополитическую ситуацию в регионе, которая с настороженностью была воспринята в Китайской Народной Республике (КНР), имеющей с ЦА достаточно протяженную общую границу.

Нерешенность погранично-территориальных проблем с бывшим СССР, в частности по прохождению государственной границы и принадлежности спорных приграничных территорий, «автоматически» накладывалась на процесс развития взаимоотношений Китая с новыми центральноазиатскими странами. Это, в свою очередь, несло в себе потенциальную угрозу интересам национальной безопасности как КНР, так и постсоветских республик.

В этой связи решение погранично-территориальных проблем было поставлено Пекином во главу угла зарождающегося в начале 90-х годов сотрудничества между Китаем и странами ЦА. При этом руководство КНР исходило из того, что пограничная политика является действенным инструментом как защиты национальной безопасности страны, так и активного воздействия на сопредельные государства в целях реализации тех или иных интересов Китая в регионе.

 

К истории вопроса

Контуры границы общей протяженностью почти в 7200 км Китая с Российской Империей, а затем СССР в основном были определены к концу XIX века. Однако китайские власти неоднократно выражали несогласие с линией прохождения границы и предъявляли территориальные претензии сначала к царской России, затем – Советскому Союзу. Спорными считались участки как на Дальнем Востоке и в Забайкалье, так и Центральной Азии.

По оценке ряда российских экспертов, в Китае издавна существовала концепция, согласно которой земли, некогда входившие в состав китайского государства или находившиеся в любой степени зависимости от него, считались частью его территории. Если в процессе исторического развития данные земли приобретали самостоятельность или входили в состав других государств, они рассматривались как «утраченные» территории. Согласно этих же оценок, в Пекине полагали, что царская Россия в свое время по «неравноправным» договорам «отторгла» значительные китайские земли (несколько миллионов кв. км), и Советский Союз еще присвоил себе ряд земель общей площадью около 33 тысяч кв. км.

В 1963 году в связи с напряженностью на китайско-советской границе правительство СССР выступило с инициативой проведения двусторонних консультаций об уточнении пограничной линии на отдельных участках. Консультации начались в феврале 1964 году, но шли крайне сложно. Советский Союз категорически не хотел признавать само существование погранично-территориальных проблем, а предлагал обсуждать лишь техническую сторону – согласование линии границы на тех участках, в отношении которых мнения сторон расходились.

В 1969 году ситуация на советско-китайской границе резко обострилась. После кровопролитного пограничного инцидента весной 1969 года у острова Даманский на реке Уссури (Приморский край), Китай также попытался силовым путем захватить ряд участков территорий и на границе с современным Казахстаном. Бои в районе Жаланашколь (бывшая Семипалатинская область КазССР) были самыми крупными по размаху столкновениями в истории китайско-советских пограничных конфликтов. Вооруженные инциденты на западном участке советско-китайской границы произошли весной-летом 1969 года. И если в апреле-мае 1969 года инциденты на границе заканчивались лишь перестрелкой между пограничниками, то 13 августа 1969 года крупное соединение регулярной китайской армии вторглось на советскую территорию недалеко от пограничного поселка Жаланашколь. В отражении вооруженного вторжения участвовали не только пограничники, но и армейские подразделения ВС СССР. Исход боестолкновений в районе Жаланашколь решило массированное использование советской стороной реактивной артиллерии.

После указанных событий советское и китайское руководство решили активизировать диалог по урегулированию имеющихся погранично-территориальных споров. При этом Советский Союз в 70-х годах стал проявлять большую чем Китай гибкость в отношении погранично-территориальных проблем. Однако переговорный процесс между СССР и КНР шел достаточно сложно, поскольку проходил на фоне «культурной революции» в Китае, отмеченной высоким накалом антисоветизма. Помимо этого, в конце 70-х годов наблюдалось сближение КНР с США и восстановление китайско-американских отношений, антисоветская направленность которых привела к тому, что переговоры между Москвой и Пекином были в очередной раз заморожены. В 1979 году Китай отказался от продления советско-китайского договора, заключенного 30 годами раньше, стал более настойчив в вопросах спорных участков. Кроме того, КНР выдвинула СССР требования сократить численность войск вдоль советско-китайской границы до уровня 1964 года.

Лишь в середине 80-х годов политические перемены, происходившие в Советском Союзе и Китае, привели сначала к смягчению позиций Москвы и Пекина, а затем и достижению соглашения по участку границы на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Однако принятие окончательного решения по западному (центральноазиатскому) участку советско-китайской границы, на который приходилось около 3200 км, было прервано событиями 1991 года в Советском Союзе, а затем распадом СССР.

 

Решение погранично-территориальных проблем между Китаем
и странами Центральной Азии в постсоветской период

Наличие неделимитированных участков границы, спорных территорий и отсутствие соответствующей договорно-правовой базы между Китаем и новыми постсоветскими государствами, вызывали у Пекина в начале 90-х годов обоснованное беспокойство данной ситуаций. Помимо того, что это могло привести к возникновению пограничных конфликтов, складывающаяся ситуация существенно препятствовала формированию основ добрососедских двусторонних отношений. Но одновременно у КНР присутствовало и желание воспользоваться благоприятной обстановкой, возникшей после распада СССР, для достижения максимальной выгоды для себя при решении погранично-территориальных споров. Практически сразу после распада СССР Китай одним из первых объявил о признании новых государств ЦА и установил с ними в начале 1992 года дипломатические отношения. При этом Пекин взял курс на скорейшее решение с ними проблемных вопросов.

В первую очередь Китай незамедлительно выступил с инициативой возобновления переговоров по погранично-территориальным проблемам, начатых еще в период существования Советского Союза. Для китайского руководства было очевидным, что фундаментальные основы безопасности, целостности и неприкосновенности территории КНР будут обеспечены только тогда, когда будут окончательно определены, четко обозначены и договорно закреплены государственные границы Китая с Россией и с каждой из стран Центральной Азии.

Уже в первой половине 1992 года Китай инициирует двусторонние консультации с Казахстаном и Кыргызстаном (Таджикистан в силу начавшегося внутреннего вооруженного противостояния практически выпадает из переговорного процесса) по линии прохождения границы и спорным территориям. Параллельно Пекин согласился с предложением Москвы о ведении переговоров по пограничной тематике в многостороннем формате. В сентябре 1992 года в г.Минске (Белоруссия) была сформирована рабочая группа в составе объединенной делегации России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и делегации Китая (так называемая «формула 4 + 1»).

Для всех новых независимых государств Центральной Азии, которые на основе правопреемственности должны были вести с Китаем переговоры по установлению границы, но не имели нужных для этого архивов, правовых, методических, исторических и других документов, такой формат был принципиально важным условием. Формат «совместной делегации» позволил Кыргызстану, Казахстану и Таджикистану получить от российского МИДа необходимые документы, соответствующие протоколы советско-китайских переговоров, в целом политическую поддержку России. В ходе дальнейших консультаций были подтверждены ранее достигнутые договоренности между СССР и КНР по вопросу границы. В последующем Китай зафиксировал с каждой из стран это положение в двусторонних соглашениях.
Это хотя и значительно ослабило остроту самой проблемы, тем не менее, пока вовсе не сняло погранично-территориальную тематику с повестки дня политического развития как КНР, так и указанных трех стран ЦА ...

 

Похожие материалы: