ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Сотрудничество в рамках СНГ в сфере безопасности: современное состояние, основные проблемы и рекомендации (на примере России и стран Центральной Азии). Часть 2. Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
25.02.2011 09:00

Охрана воздушного пространства
Наиболее положительным и заслуживающим особого внимания примером развития многостороннего военного сотрудничества в формате СНГ является взаимодействие по охране воздушного пространства. В 1995 году была создана Объединенная система противоздушной обороны (ОС ПВО) СНГ, основные задачи которой заключались в координации действий по охране воздушного пространства и ведении согласованных действий войск ПВО государств Содружества по возможному отражению воздушно-космического нападения. В созданную в 1995 году Объединенную систему ПВО вошли Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, однако позднее, в 1997 году Грузия и Туркменистан фактически свернули свое участие в ОС ПВО СНГ.

Совет министров обороны государств-участников СНГ, руководствуясь Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны СНГ, 19 апреля 1995 года утвердил Положение о Координационном Комитете по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны. Положением были определены функции, состав, организация деятельности и обязанности должностных лиц Комитета, который был призван согласовывать усилия по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, осуществлять координацию действий войск и сил, выделенных в состав ОС ПВО, а также рассматривать предложения по строительству противовоздушной обороны государств.

Для обеспечения деятельности Координационного Комитета были образованы следующие рабочие органы: Направление ПВО и ВВС в Штабе по координации военного сотрудничества Содружества и Управление по вопросам объединенной системы ПВО государств-участников СНГ при Управлении Главнокомандующего ВВС России. С этого времени основные усилия в деятельности Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ направляются именно на практическую реализацию Соглашения о создании ОС ПВО и Концепции охраны воздушного пространства государств-участников СНГ. Основными формами проводимых мероприятий являются совместные (коалиционные) учения «Боевое содружество», командно-штабные тренировки (КШТ) с полетами боевой авиации и  выполнением полного комплекса задач, стоящих перед дежурными силами.

К числу конкретных мер, осуществленных в рамках ОС ПВО СНГ, следует отнести восстановление системы радиолокационного обмена информацией о воздушной обстановке между органами управления государств, создание системы совместного боевого дежурства ряда государств-участников Соглашения, а также налаживание системы совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил и средств) ПВО государств-участников.

В настоящее время взаимный обмен оперативной информацией о воздушной обстановке организован между центральными командными пунктами России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Узбекистана. Обмен информацией с ПВО остальных стран-участниц происходит время от времени из-за отсутствия у них современных АСУ. Совместное боевое дежурство объединенной системы ПВО государств СНГ несут части и подразделения ПВО России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Кроме того, в стадии технической и организационной проработки находится  вопрос создания регионального пункта управления ОС ПВО «Центральная Азия» либо в Казахстане, либо в Узбекистане.


* * *
Как представляется, относительная успешность такого направления военного сотрудничества как охрана воздушного пространства обусловлена наличием понимания у руководства большинства стран СНГ важности взаимодействия в такой сложной с технической и стратегической точек зрения области. Тем не менее, взаимодействие и в этом направлении обречено на снижение масштабов и интенсивности вне его более тесной увязке с защитой общих экономических интересов, на формирование которых, как представляется, и должны быть направлены основные политические усилия.

Взаимодействие по охране границ
Разрушение некогда единой и централизованной системы обеспечения пограничной безопасности СССР привело к серьезным негативным последствиям, многие из которых до сих пор слабо оценены и проанализированы. Активизация на внешних рубежах СНГ трансграничной преступности явилось лишь одним из немногих последствий, причем не самых главных. Тем не менее, именно на нем было сфокусировано основное внимание Содружества в охране государственных границ и особенно участков границы с Афганистаном. В этой связи в 1992 году был образован единый координационный орган – Совет командующих пограничными войсками  (СКПВ) СНГ. Помимо собственно обеспечения безопасности границ, деятельность СКПВ на начальном этапе позволила избежать увеличения численности погранвойск, а также огромных затрат новых независимых государств на обустройство границ.

Сегодня СКПВ, являясь органом Совета глав государств Содружества по вопросам охраны внешних границ и обеспечения стабильного положения на них, руководствуется следующими многосторонними соглашениями: «О сотрудничестве погранвойск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество», «О сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией», «О сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-участников», «Об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ» и рядом других.

При этом, необходимо особо отметить, что Россия в рамках СНГ и двусторонних соглашений взяла на себя основной груз обязательств по формированию пограничных структур Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана, одновременно наладив тесное сотрудничество по обеспечению безопасности границ с Казахстаном, с которым имеет наиболее протяженную сухопутную границу.

Казахстан. Как в рамках СНГ, так и на основании соглашения, подписанного в 1995 году, Россия и Казахстан предпринимают совместные усилия по обеспечению безопасности казахстанской границы по внешнему периметру. Взаимодействие заключается в постоянном обмене информацией об обстановке, складывающейся на границе, в пунктах пропуска и по другим направлениям деятельности пограничных войск. Пограничные ведомства двух стран регулярно отрабатывают и проводят совместные специальные операции, нацеленные на выявление и пресечение каналов незаконного оборота наркотиков и нелегальной миграции, особенно в северной части Каспийского моря и на китайском направлении.

Кыргызстан. После распада Советского Союза Россия взяла на себя обязательства по оказанию помощи Кыргызстану в охране границы с Китаем, создании и становлении национальных пограничных войск. С этой целью 5 декабря 1992 года были подписаны соответствующие межгосударственные договоренности о формировании на территории Кыргызстана Группы погранвойск (ГПВ) РФ в составе Ошского, Нарынского и Каракольского погранотрядов общей численностью 5 тысяч человек. Кроме охраны почти 1 тысячи км  границы с Китаем, российские пограничники осуществляли пограничный контроль в международном аэропорту столицы Кыргызстана «Манас».

Во время гражданской войны в Таджикистане подразделения российской погрангруппы контролировали также ряд направлений на кыргызско-таджикской границе. В конце 1997 года этот участок перешел под охрану кыргызских пограничников. Государственную границу Кыргызстана с Китаем российские пограничники охраняли до 1999 года, после чего по просьбе Бишкека передали охрану границы кыргызским пограничным частям. Практически вся материально-техническая база российской ГПВ была безвозмездно передана Кыргызстану.

После вывода российской пограничной группировки в Кыргызстане осталась только Оперативная группа пограничной службы ФСБ РФ. В соответствии с договоренностями в задачи Группы входит оказание кыргызским пограничным структурам консультативной помощи в решении организационных вопросов, связанных с техническим обеспечением, охраной границы и подготовкой специалистов пограничной службы.

Уже после нескольких лет самостоятельной охраны государственной границы в политических структурах Кыргызстана стал подниматься вопрос о возможности возвращения в республику российских пограничников. Еще более актуальным данный вопрос стал после очередной смены власти в Кыргызстане весной 2010 года в связи с растущей вероятностью дестабилизации ситуации в республике.

Таджикистан. С момента обретения Таджикистаном независимости Россия приняла действенное участие как в создании национальных пограничных структур, так и в охране внешней государственной границы Таджикистана. Группа пограничных войск России (ГПВР) в Таджикистане структурно состояла из Калайхумбской погранкомендатуры и пяти пограничных отрядов: Пянджского, Московского, Хорогского, Ишкашимского и Мургабского (каждый из которых имел в своем составе 11-13 пограничных застав), отвечающих за конкретный участок границы. Необходимо отметить, что как содержание ГПВР, так и сама охрана границы практически полностью осуществлялись за счет федерального бюджета России.

Российские пограничники сыграли заметную роль в локализации гражданского конфликта в Таджикистане. Во многом благодаря действиям Группы пограничных войск России, командование Объединенной таджикской оппозиции так и не смогло в достаточной мере наладить снабжение оппозиционных официальному Душанбе районов Припамирья вооружением и боеприпасами с баз на территории Афганистана.

Однако в начале 2000 года по инициативе таджикской стороны начался процесс постепенной передачи участков границы под охрану национальных пограничных подразделений, который полностью завершился к концу 2004 года. На основании Соглашения «О сотрудничестве по пограничным вопросам» от 16 октября 2004 года в Таджикистане в настоящее время остались лишь военные советники Пограничной Службы ФСБ РФ, призванные оказывать содействие в становлении таджикских пограничных подразделений и консультативную помощь в организации охраны государственной границы республики.

Туркменистан. В 1993 году Россия и Туркменистан подписали Договор «О совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе российских пограничников на территории республики», который был бессрочным. В соответствии с ним в марте 1994 года была создана Оперативная группа Федеральной пограничной службы (ОГ ФПС) России. В состав группы, численность которой достигала 3 тысяч человек, входили 170-й авиационный полк, 46-й отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей, школа сержантского состава. Личный состав ОГ ФПС России оказывал содействие туркменским пограничникам в охране границы Туркменистана с Ираном и Афганистаном.

Однако, в результате прогрессирующего охлаждения отношений между Россией и Туркменистаном, в 1999 году туркменская сторона в одностороннем порядке изъявила желание прекратить действие Договора «О совместной охране государственной границы», в результате чего российские пограничники были вынуждены покинуть Туркменистан.

* * *
В целом, необходимо отметить крайне положительную роль России, ее пограничного ведомства и ряда других партнерских структур, которую они играли и продолжают играть по вопросам обеспечения безопасности границ Содружества и поддержки национальных пограничных структур ряда стран Центральной Азии. Нельзя исключать, что именно это во многом и стало одним из важных внешних факторов повышения стабильности региона в первые годы независимости. И, наоборот, по мере снижения интереса со стороны таких центральноазиатских государств как Кыргызстан и Таджикистан к сотрудничеству с Россией по вопросам безопасности внешних границ СНГ, ситуация в этих республиках стала характеризоваться все менее устойчивой и предсказуемой.
Как представляется, несмотря на невысокие масштабы и низкую интенсивность современного взаимодействия в СНГ по обеспечению безопасности границ именно это направление может стать достаточно перспективным для Содружества с точки зрения формирования и защиты общих интересов, в первую очередь в экономической сфере. Опыт взаимодействия между Россией и Казахстаном в данном плане заслуживает приоритетного внимания: особенно в контексте задач по формированию и защите общего таможенного, промышленного и в целом экономического пространства. Если на примере российско-казахстанских отношений, в том числе в рамках Таможенного союза,  будет построена и реализована взаимовыгодная и эффективная схема обеспечения общих экономических интересов в сфере безопасности, включая пограничной, то эта схема может сформировать более прочную основу для интенсификации пограничного сотрудничества и с другими странами Центральной Азии.

Источник: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ