ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
ШОС как важный механизм взаимодействия России и стран Центральной Азии в сфере безопасности: к задаче поиска и защиты общих экономических интересов Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
11.02.2011 11:00

Многостороннее сотрудничество Российской Федерации с государствами Центральной Азии (ЦА)  в сфере безопасности помимо формата Содружества независимых государств (СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые, по сути, являются интеграционными структурами постсоветских республик, осуществляется также и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членом которой является Китайская Народная Республика (КНР). Присутствие в ШОС одной из крупнейших региональных держав, тем более стремящейся в мировые лидеры, безусловно накладывает определенный отпечаток на характер российско-центральноазиатского многостороннего сотрудничества в такой важной и в то же время деликатной сфере как безопасность.

Поскольку Китай являлся одним из главных локомотивов Шанхайского процесса и с самого начала принимал деятельное участие в развитии механизмов многостороннего взаимодействия («Шанхайская пятерка», а затем – ШОС), представляется, что практическая наполняемость сотрудничества РФ и стран ЦА в сфере безопасности уже напрямую связана с КНР и евразийской миссией ШОС. Все это дает основания предполагать, что в рамках любых будущих усилий России в плане развития сотрудничества со странами Центральной Азии необходимо не только учитывать китайский фактор, но и повышать значение ШОС в плане обеспечения комплексной безопасности в Евразии, в том числе во взаимодействии с Европой.

Период функционирования «Шанхайской пятерки» (1996 – 2001 гг.)

Шанхайская организация сотрудничества была сформирована на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы, заключенных в 1996 и 1997 годах между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией, Таджикистаном (т.н. Шанхайская пятерка). При этом в 90-е годы побудительным мотивом к объединению трех государств ЦА с РФ и КНР стала не только и не столько естественная реакция на реальную опасность превращения региона в зону перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма, религиозного экстремизма и этнического сепаратизма, сколько необходимость решения унаследованных от СССР проблем иного характера: по сокращению военного присутствия в приграничных районах и урегулированию погранично-территориальных противоречий.

Лишь позднее в качестве объединяющего фактора важную роль сыграл конфликт в Афганистане, где обострилось противостояние между войсками так называемого Северного альянса и Движением «Талибан». Кроме того, для Москвы и Пекина, стала привлекательна возможность объединить усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы в Центральной Азии. По мере эскалации в конце 90-х годов ситуации в Афганистане стала очевидной необходимость в налаживании еще более тесного взаимодействия между участниками «Шанхайской пятерки» по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. На третьем саммите «Шанхайской пятерки» в июле 1998 года в г.Алматы (Казахстан) было достигнуто понимание о необходимости углубленных консультаций по проблемам региональной безопасности, а также совместной борьбы с этническим сепаратизмом, религиозным экстремизмом, международным терроризмом и транснациональной преступностью. Алматинская встреча придала тогда импульс процессу сближения пяти государств, позволила подойти к нему с новыми расширенными критериями и замыслами, обозначила начало работы по синхронизации подходов к целому ряду актуальных проблем региона Центральной Азии и международной жизни в целом.

Уже в августе 1999 года на бишкекском саммите «Шанхайской пятерки» Москва и Пекин призвали к скорейшему формированию договорно-правовой базы и созданию механизмов взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб по пресечению террористических и экстремистских проявлений, оперативному реагированию и обмену информацией. В декабре 1999 года в г.Бишкеке состоялась встреча руководителей правоохранительных органов и спецслужб России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая, на которой был подписан Меморандум «Об организации практического взаимодействия» указанных структур.
В марте 2000 года в г.Астане была проведена первая встреча министров обороны стран-участниц «Шанхайской пятерки». С этого времени контакты по военной линии стали осуществляться на регулярной плановой основе, а взаимодействие государств, по крайней мере на консультативном уровне, становилось все более тесным. В июле 2000 года «Шанхайская пятерка» была переименована в «Шанхайский форум». Фактически начала складываться архитектура новой международной организации по региональной безопасности, которая рассматривалась как Россией, так и Китаем в качестве дополнительной площадки для налаживания взаимодействия между собой и со странами Центральной Азии.

Тем не менее, очевидно, что странам «Шанхайской пятерки» тогда так и не удалось выйти на полноформатный режим сотрудничества в сфере безопасности, в особенности в плане многостороннего военного взаимодействия. Одной из главных причин этого является то, что Россия предпочла зарезервировать за собой право развития многосторонних военных связей со странами Центральной Азии в рамках ОДКБ (до этого – Договора о коллективной безопасности) или, в крайнем случае, в формате СНГ, оставив для «Шанхайской пятерки» роль в основном лишь некоего совещательного органа по вопросам безопасности.

Период функционирования ШОС (2001 г. – настоящее время)

В 2001 году на очередном саммите «Шанхайского форума» в г.Шанхае (Китай) было принято решение о расширении состава данного объединения за счет Узбекистана, что сыграло важную роль в превращении «пятерки» в организацию широкопрофильного сотрудничества – Шанхайскую организацию сотрудничества. Декларация об ее создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.

Первоначально многостороннее сотрудничество участников ШОС в основном не выходило за рамки действий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в  Центральной Азии. Уже в июне 2001 года была подписана совместная Конвенция «О борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом», которая предусматривала еще более тесное взаимодействие между государствами Центральной Азии, Россией и Китаем в данном направлении. В том же 2001 году в связи с событиями 11 сентября главы правительств шести государств-членов ШОС опубликовали заявление с осуждением террористического акта, выразив решимость совместно с мировым сообществом вести непримиримую борьбу с терроризмом.

С 2005 года в рамках ШОС функционирует контактная группа «ШОС – Афганистан», которая позволяет проводить консультации по афганской проблематике непосредственно с официальными афганскими лицами. Большинство государств-членов ШОС выступают за оказание коллективной помощи Афганистану под эгидой ООН, справедливо полагая, что стабилизация обстановки и повышение уровня жизни в этой стране кардинально повысит уровень безопасности в регионе в целом. С тех пор в ШОС разрабатываются и предлагаются инициативы по урегулированию афганской проблемы, а президент Афганистана Х.Карзай принимает регулярное участие в качестве гостя на официальных встречах в рамках Совета глав государств-членов ШОС.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС. Одним из системообразующих элементов ШОС на сегодняшний день является сотрудничество на антитеррористическом фронте. На основании подписанных в 2002 году соглашений, для координации деятельности специальных служб по противодействию международному терроризму в 2004 году был сформирован Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС со штаб-квартирой в г.Ташкенте (Узбекистан).
Согласно официальным данным, в РАТС постоянно работают 30 человек, по 7 специалистов из России и Китая, 6 – от Казахстана, 5 – от Узбекистана, 3 – от Кыргызстана, 2 – от Таджикистана.  Два раза в год проходят заседания Совета РАТС ШОС, который принимает решения обязательного характера по всем вопросам ее деятельности.

Основными задачами и функциями РАТС являются следующие:
- разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также стран-членов ШОС;
- содействие компетентным органам стран-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции;
- сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от стран-членов ШОС, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования;
- содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений;
- содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
- установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

На сегодняшний день РАТС является ключевой структурой, выполняющей важные задачи на приоритетных направлениях противодействия угрозам терроризма, сепаратизма и экстремизма. Одним из резервов ее деятельности является обеспечение координации совместного реагирования на ситуации, ставящие под угрозу стабильность и безопасность на территории государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. По этой линии в последнее время вырабатываются новые договоренности, в числе которых план действий против угрозы информационной безопасности, политического, преступного и террористического характера. Основные усилия региональной организации также направлены на развитие международных контактов и связей, на совершенствование правового обеспечения ее деятельности.

Взаимодействие силовых структур. Координация работы Организации на данном направлении осуществляется в соответствии с решением ташкентского саммита ШОС (2004 год) через механизм регулярных встреч секретарей советов безопасности государств – членов Организации, а также руководителей силовых структур. Взаимодействие силовых структур государств-членов ШОС, в том числе и оборонных ведомств осуществляется в рамках различного рода совместных мероприятий с привлечением военнослужащих национальных ВС.

В целом, наиболее важного внимания в рамках развития сотрудничества РФ и ЦА в ШОС заслуживает идея усиления именно аналитической составляющей взаимодействия и сопровождения политических усилий, тем более, что информационно-аналитическая работа в этих странах традиционно ведется на русском языке. Как представляется, только это позволит существенно сблизить позиции всех стран-членов Организации, выработать более эффективные алгоритмы и схемы сотрудничества, адекватно оценить важные роли КНР и ШОС в системе глобальных и региональных процессов. В результате, следование такой логики поведения, приблизит понимание того, что  базовая формула прогресса и процветания во внутренней Евразии может быть найдена не иначе как за счет консолидации усилий России, Китая и стран Центральной Азии по совместному освоению, развитию и обороне шанхайского пространства.

В этой связи, вопросам безопасности должна быть отведена функция по защите общих экономических интересов, а основной функцией и главной целью ШОС должно стать именно формирование общности таких интересов. Наибольшего внимания здесь заслуживает развитие масштабных проектов по всемерному повышению транзитного значения внутренней Евразии в условиях интенсификации взаимодействия между Европой и Азией в сферах экономики, политики и безопасности. Поэтому, уже сегодня, помимо собственно укрепления и развития ШОС, все это требует выстраивания устойчивых каналов диалога и взаимодействия между Шанхайской организацией сотрудничества и Европейским Союзом, на порядок более масштабной координации их усилий в плане освоения, развития и защиты своих сегментов Евразии.

Источник:  Новое восточное обозрение

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ