ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Основные факторы политики Китая в Центральной Азии в сфере безопасности: фактор распада СССР Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский   
15.09.2010 09:00

Рассматривая развитие ситуации в постсоветской Центральной Азии (ЦА) в контексте реальных и потенциальных угроз безопасности Китайской Народной Республики (КНР), следует условно выделить три ключевых фактора:
-     фактор распада СССР;
-     фактор нестабильности Афганистана;
-     фактор усиления присутствия США.

 

Фактор распада СССР
Такое эпохальное событие как распад Советского Союза и появление в Центральной Азии новых государств коренным образом изменило геополитическую ситуацию в регионе и вокруг него, что само по себе явилось дестабилизирующим фактором для Китая, граничащим с тремя центральноазиатскими странами: Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Негативное для КНР развитие событий могло быть вызвано как проблемами, унаследованными от периода советско-китайских отношений, так и появлением новых угроз, обусловленных изменением обстановки в самой ЦА.

Поскольку в начале 90-х годов Центральная Азия являлась для Китая своего рода «terra incognita», у китайского руководства в тот период не было «готовых рецептов» относительно своей политики в регионе, в том числе и в сфере безопасности. Но в любом случае в Пекине было четкое понимание того, что только конструктивное сотрудничество с центральноазиатскими государствами и Российской Федерацией (РФ) являются залогом безопасности Китая.

Сразу же после установления дипломатических отношений c государствами Центральной Азии Пекин взял курс на скорейшее решение проблемных вопросов, затрагивающих безопасность КНР. При этом Китай оправданно сделал ставку на развитие сотрудничества с Россией, которая имела огромный исторический опыт присутствия в регионе и к тому же по инерции все еще рассматривалась центральноазиатскими странами в качестве своего рода метрополии, способной выступить гарантом их безопасности.

Осторожный подход, умение сочетать элементы восточного этикета с жестким отстаиванием принципиально важных для китайской национальной безопасности позиций позволили КНР уже к середине 90-х годов добиться выгодного для себя решения целого ряда вопросов в первую очередь в плане урегулирования погранично-территориальных вопросов, снижения уровня военного присутствия в приграничных районах, борьбы с уйгурским сепаратизмом.

Однако, по мере решения обозначенных выше проблемных вопросов, которые достались в наследство от советского периода, значение фактора распада СССР стало постепенно снижаться в политике Китая в Центральной Азии в сфере безопасности, что является главной ошибкой Пекина. Ведь вне глубокого понимания крайне высокого значения фактора распада СССР не может быть понимания и того сложного комплекса труднопреодолимых проблем, которые существуют в том числе в отношениях между КНР и ЦА.

 

* * *
Как представляется, именно продолжающаяся с момента распада СССР дезинтеграция постсоветского пространства, в том числе его центральноазиатского сегмента, и является фундаментальной / системообразующей причиной сложного комплекса труднопреодолимых проблем на пути развития отношений между Китаем и государствами Центральной Азии, в том числе в сфере безопасности:

  • с одной стороны, геоэкономическая дезинтеграция ведет к сохранению и углублению экономико-географической изоляции ЦА в системе глобальных экономических связей, препятствуя формированию промышленно-инновационного формата экономических отношений с КНР;
  • с другой стороны, геополитическая дезинтеграция препятствует формированию полноценных отношений в сферах политики и безопасности не только внутри ЦА, но и между ЦА и всеми другими странами, в том числе государствами-соседями, включая РФ и КНР, а также выработке долгосрочных приоритетов и интересов в противовес краткосрочным и коммерческим.

Очевидно, что Китай не может в одиночку изменить столь сложный геоэкономический и геополитический контекст. Поэтому только концептуально поняв основные группы проблем, которые формируются в условиях продолжающейся геоэкономической и геополитической дезинтеграции постсоветского пространства КНР сможет выработать наиболее эффективные алгоритмы своей политики и, следовательно, решения этих проблем, в том числе в сфере безопасности. Как представляется, именно с этого и надо начинать Пекину путем более системных шагов по развитию собственной государственной аналитики по проблемам постсоветского пространства, всемерного форсирования аналитического сотрудничества со странами бывшего СССР, в первую очередь РФ и ЦА.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ