ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОПУЛЯРНЫЕ

 
Двустороннее сотрудничество России и Казахстана в военной сфере Печать E-mail
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ - БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: В.Парамонов, О.Столповский   
08.07.2010 10:05

Сохранение ключевой роли Российской Федерации (РФ) на бывшем постсоветском пространстве, включая Центральную Азию (ЦА), является одним из основных приоритетов современной политики Москвы. Реализация данной стратегической задачи напрямую связана с развитием Россией сотрудничества с центральноазиатскими государствами в военной сфере, в первую очередь в двустороннем формате. Двусторонние отношения РФ со странами ЦА в военной сфере сегодня являются в целом доверительными и позволяют избегать негативного налета межгосударственных амбиций, особо ярко проявляющихся в многостороннем формате.

Казахстан, являясь на данный момент ключевым партнером России в центральноазиатском регионе, с которым Москва строит стратегические союзнические отношения, стал первым государством СНГ, заключившим с РФ в мае 1992 года  Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». Согласно этому Договору предусматривается создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов в случае угрозы России или Казахстану. Другим основополагающим двусторонним документом является Декларация «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие» от 6 июля 1998 года.

Кроме указанных выше документов, широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности двух стран базируется также на Договоре «О военном сотрудничестве» от 28 марта 1994 года и более 60 двусторонних документов и соглашений, подписанных в последующие годы.

В то же время необходимо отметить, что в середине 90-х годов, на которые пришелся период некоторого охлаждения отношений между Россией и Казахстаном, подписанные документы и достигнутые соглашения по вопросам военного сотрудничества во многом не были действенными. Только с приходом к власти в России в 2000-ом году нового руководства взаимодействие между Москвой и Астаной стало приобретать реально доверительный и продуктивный характер.

Военное сотрудничество
С момента обретения Казахстаном независимости между силовыми ведомствами обоих государств в целом установились партнерские связи, характеризующиеся регулярными рабочими встречами на различных уровнях, выработкой единых подходов к ряду вопросов, представляющих взаимный интерес в сфере безопасности и военного сотрудничества. На уровне министерств и ведомств силового блока регулярно разрабатываются и вносятся дополнения и поправки к уже достигнутым соглашениям.

С целью отработки алгоритма совместных действий на регулярной проводятся учения с привлечением частей и подразделений российской и казахстанской армии, причем, как в рамках мероприятий в формате ОДКБ и ШОС, так и на двусторонней основе. Между военными ведомствами России и Казахстана уже достигнуто соглашение: ежегодно в период с 2009 по 2011 год проводить совместные военные учения с участием вооруженных сил РФ и РК на территории двух государств попеременно.

Важным элементом российско-казахстанского военного сотрудничества является подготовка в России казахстанских военнослужащих для силовых структур Казахстана. Подготовка в военно-учебных заведениях РФ основана на Договоре «О военном сотрудничестве» и Соглашении стран-участников СНГ «О развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров», подписанного 6 марта 1998 года. В рамках этих договоренностей само обучение является бесплатным, а содержание военнослужащих осуществляется за счет направляющей стороны.

Более того, при создании в Казахстане системы национального военного образования был учтен аналогичный опыт России. В частности, существующие казахстанские военные ВУЗы преобразованы по видовому принципу как их российские аналоги. Отдельное внимание в последние годы Казахстан стал уделять подготовке в российских военно-учебных заведениях офицеров по космическим специальностям. В перспективных планах казахстанского оборонного ведомства Казахстана – обучать офицеров, направляемых в зарубежные представительства, на краткосрочных курсах в России на базе Военно-дипломатической Академии.

Взаимодействие по обеспечению безопасности внешних границ
На основании соглашения, подписанного в 1995 году, Россия и Казахстан предпринимают совместные усилия по обеспечению безопасности казахстанской границы по внешнему периметру. Взаимодействие заключается в постоянном обмене информацией об обстановке, складывающейся на границе, в пунктах пропуска и по другим направлениям деятельности пограничных войск. Пограничные ведомства двух стран регулярно отрабатывают и проводят совместные специальные операции, нацеленные на выявление и пресечение каналов незаконного оборота наркотиков и нелегальной миграции, особенно в северной части Каспийского моря и на китайском направлении.

Военно-техническое сотрудничество
В первые годы независимости Казахстан не нуждался в дополнительных закупках военной техники и боеприпасов для национальных вооруженных сил. В наследство от Советского Союза Казахстану достались практически весь технический парк и вооружение соединений и частей Среднеазиатского военного округа (САВО), куда территориально входила Казахская ССР. Кроме того, в качестве компенсации за вывод из республики на территорию России стратегического и тактического ядерного оружия, а также 35 стратегических бомбардировщиков ТУ-95МС, Россия поставила Казахстану в период 1992-1998 годов 10 истребителей Су-27, несколько МиГ-29 и штурмовиков Су-25, а также 3 зенитно-ракетных комплекса ПВО С-300 П.

Однако уже к концу 90-х годов вооруженные силы Казахстана из-за износа и морального старения парка боевой техники стали испытывать растущую потребность в его обновлении. В феврале 2000 года российская компания «Росвооружение» подписала с казахстанским государственным предприятием «Казспецэкспорт» генеральное соглашение, которым были определены основные направления военно-технического сотрудничества между Москвой и Астаной. В январе 2001 года была создана и стала функционировать двусторонняя комиссия по военно-техническому сотрудничеству. Россия начала поставлять Казахстану современное вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие. С 1 января 2004 года вступило в силу соглашение о льготных условиях продажи Казахстану продукции военного назначения по российским внутригосударственным ценам.

Военно-техническое сотрудничество Москвы и Астаны в последние годы заметно активизировалось. Тем более, что в феврале 2007 года на заседании Совета безопасности Казахстана была принята стратегия национальной безопасности страны на среднесрочный период до 2015 года, которая, в частности, предполагает дальнейшее обновление и модернизацию военной техники, стоящей на вооружении национальных ВС, производить в основном за счет закупки именно российского вооружения и техники, а также ее ремонта на предприятиях России. Следует особо отметить, что Астана, как ближайший военно-политический союзник Москвы, имеет приоритетное право на приобретение новых видов вооружения и военной техники, прошедших испытания на полигонах, арендуемых Россией на территории Казахстана.

Военно-экономическое и научно-техническое сотрудничество
Казахстан обладает значительным потенциалом в области военного производства, полезного для РФ. В частности, на территории республики находится ряд крупных промышленных предприятий, ранее входивших в состав советского ВПК.

  • Акционерное общество «Гранит». Расположено в г.Алматы. В советский период занималось испытанием и обслуживанием комплексов ПВО.
  • Машиностроительный завод им. Кирова. Расположен в г.Алматы. Производил торпедное вооружение.
  • Акционерное общество «Уральский завод «Зенит». Расположено в г.Уральске. Занималось производством тралов, искателей мин, запасных частей к торпедам.
  • Акционерное общество ЗИКСТО (бывший машиностроительный завод им. Куйбышева). Расположено в г.Петропавловске. Занималось производством противокорабельных мин.
  •  Акционерное общество «Завод им. Кирова». Расположено в г.Петропавловске. Занималось производством корабельных средств связи.

Перечисленные предприятия после распада СССР практически простаивали, выполняя по межправительственным соглашениям единичные заказы МО России. Москва и Астана, выражая заинтересованность в сохранении связей, рассматривают возможность по реанимированию указанных производств путем размещения новых заказов как для нужд ВС РФ, так и для организации совместного экспорта в третьи страны. Россия и Казахстан уже приступили к проработке конкретных соглашений, направленных на перевод взаимной заинтересованности в практическую плоскость.

Сотрудничество в сфере освоения космического пространства
Стратегически важным элементом сотрудничества России и Казахстана является взаимодействие по космодрому «Байконур». В настоящее время действует более 20 соглашений по совместному использованию этого комплекса, использованию объектов г.Ленинска, а также о статусе военнослужащих. Соглашения, подписанные в период 2004-2005 годов, создали нормативно-правовую базу для активизации сотрудничества Москвы и Астаны в совместном изучении и освоении космического пространства, а также в области внедрения и развития высоких технологий. Началась реализация российско-казахстанского проекта по созданию на космодроме «Байконур» ракетно-космического комплекса «Байтерек», который планируется использовать специально для запусков российского ракетоносителя нового типа «Ангара». Кроме того, одним из перспективных направлений сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере совместного освоения космоса является создание космических аппаратов с ядерными электроракетными двигательными установками на базе термоэмиссионного реактора-преобразователя.

 

* * *

В целом, достаточно высокий уровень российско-казахстанского военного сотрудничества на современном этапе является следствием интенсивного и достаточно качественного взаимодействия по всему спектру ключевых вопросов двусторонних отношений. От того, насколько сложившийся уровень доверия между Москвой и Астаной сохранится в будущем, во многом будет зависеть наполняемость и самого военного сотрудничества между двумя странами. Казахстан, как и другие государства ЦА, реализуя многовекторный подход в своей внешней политике, проявляет повышенный интерес к расширению взаимодействия в военной области и с Западом, в первую очередь США и странами-членами НАТО.

 

Похожие материалы:

 

Для того чтобы комментировать Вам необходимо зарегистрироваться на сайте!

ВХОД \ РЕГИСТРАЦИЯ

ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

рублей Яндекс.Деньги

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

   

 
 
   Мы в Моем Мире
     
 

Сообщество
"Центральная
Евразия"
 

ПАРТНЕРЫ

RSS ПОДПИСКА

КОММЕНТАРИИ

ОБЛАКО ТЕГОВ